Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Читать

Почему апрельская речь Ленина ошеломила всех присутствующих

развернуть
Почему апрельская речь Ленина ошеломила всех присутствующих
Встреча Ленина на Финляндском вокзале. Источник фото: little-histories.org

Как один из главных революционеров в российской истории сумел воспользоваться моментом и пустить нашу страну по нужному ему пути.

В начале апреля 1917 года в Петроград прибыл поезд из Финляндии, на котором в Россию после девяти лет отсутствия вернулся лидер большевиков Владимир Ильич Ульянов (Ленин). В тот момент ничто, как говорится, не предвещало скорой победы большевиков.

ДЛЯ СПРАВКИ: Ленин и многие его сторонники находились в эмиграции вплоть до февральской буржуазно-демократической революции. Объявленная революционерами амнистия для политических эмигрантов подарила им долгожданную возможность возвратиться домой.

Весть о февральской революции застала будущего вождя 2 марта в Швейцарии. Оставаться в стороне было просто немыслимо: ведь делу революции Ленин посвятил всю свою жизнь. Это он создал социал-демократическую партию большевиков, писал программные документы, вербовал сторонников и специально для этого создал сначала «Искру», потом «Правду». Это он впоследствии направлял деятельность большевистских организаций в России через почти ежедневные письма и публикации. Поэтому, едва получив вести о революции, он всеми силами стремился попасть в Россию.

Швейцарская мышеловка

Но как туда добраться, если идет Первая мировая война и путь на родину лежит через воюющие страны? Даже Англия и Франция, вроде бы союзницы России по Антанте, отказались пропускать русских революционеров. К тому же либеральное Временное правительство, призывавшее вести войну до победного конца, тоже не стремилось снова видеть лидера большевиков и игнорировало его телеграммы. Получив со всех сторон отказ, Ленин оказался в своеобразной мышеловке: все дороги в Россию для него перекрыты.

Выручили лидера большевиков деятели европейского социал-демократического движения – швейцарцы Роберт Грим и Фриц Платен, а также поляк Яков Ганецкий, который жил в Стокгольме и помогал Ленину перебрасывать в Россию письма и прессу через Финляндию. Им удалось договориться с немцами, которым было выгодно скорейшее окончание войны.

В общем, немцы отправляют русских домой через территорию Германии, а взамен - будут агитировать за обмен интернированных австро-германцев. Популярна версия о том, что Ленин со товарищи приехал на немецкие деньги, но другие историки утверждают, что средства им предоставили касса РСДРП (б) и швейцарские социал-демократы, а от пресловутой немецкой «оплаты» Ленин отказался.

В понедельник 27 марта (9 апреля по н. с.) в вагон погрузились Ленин, его жена Надежда Крупская, революционный деятель Григорий Зиновьев (впоследствии репрессирован и расстрелян – прим. ред.) с женой и сыном, товарищ по партии и подруга Ленина очаровательная Инесса Арманд и другие - всего более 30 человек. Поезд двинулся через пограничный со Швейцарией германский Тинген. Позже Уинстон Черчилль сетовал: «...немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как чумную бациллу».

Пан или пропал

На самом деле проезд будущих лидеров русской революции в Россию внимательно контролировали сопровождающие офицеры. Ведь было заключено целое соглашение об этой поездке!

В частности, посредническую миссию осуществлял швейцарский социал-демократ Платен, сопровождавший Ленина до границы. После Германии русские эмигранты пересели на пароход, взявший курс на Швецию, а дальше, считай, дома - добрались до Финляндии, входившей в то время в состав Российской империи. Здесь их встретили друзья, и все вместе с разными чувствами направились в Петроград.

В «Ильич спрашивал, — писала Крупская, — арестуют ли нас по приезде. Товарищи улыбались». А если ареста не случится, продолжал беспокоиться Ленин, то удастся ли в столь поздний час нанять извозчика? Ведь поезд прибывал на вокзал в ночь на 4 апреля.

Лишь на Финляндском вокзале, вспоминал Зиновьев, «мы поняли загадочные улыбки друзей. Владимира Ильича ждет не арест, а триумф».

Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который в то время наряду с Временным правительством правил в городе, устроил Ленину и его соратникам очень торжественную встречу, в буквальном смысле с оркестром – музыканты исполняли «Марсельезу».

Меньшевики, которые превалировали на тот момент в Петросовете, не смогли оставить такое событие без внимания. Ленина лично встретил председатель исполкома Совета, меньшевик Н. С.В Чхеидзе. Видимо, он рассчитывал, что Ленин прибудет в смятении чувств, а тут можно и договориться, и «сплотиться».

Однако первое же выступление Ленина показало, что у него совсем иные планы.

Еретики и правоверные

Принципиально не то, с чего выступал Ленин, а то, что он сказал собравшимся. Свою речь он закончил словами: «Да здравствует социалистическая революция!» Это было совсем не то, к чему призывали в тот момент в Петрограде меньшевики.

Этой же ночью Ленин выступил с докладом перед своими сторонниками в особняке балерины Матильды Кшесинской, который после событий Февраля и отбытия примы в Кисловодск (а позже - в эмиграцию) перешел в распоряжение питерских большевиков. Эффект от выступления вождя был потрясающий – он умел убеждать.

«Мне не забыть этой громоподобной речи, потрясшей и изумившей не одного меня, случайно забредшего еретика, но и всех правоверных. Я утверждаю, что никто не ожидал ничего подобного. Казалось, из своих логовищ поднялись все стихии, и дух всесокрушения, не ведая ни преград, ни сомнений, ни людских трудностей, ни людских расчетов, носится по зале Кшесинской над головами зачарованных учеников… После Ленина, кажется, уже никто не выступал. Во всяком случае, никто не возражал, не оспаривал, и никаких прений по докладу не возникло… Я вышел на улицу. Ощущение было такое, будто бы в эту ночь меня колотили по голове цепами…»

Так в «Записках о революции» отозвался один из участников события меньшевик Н. Н. Суханов.

Почему речь Ленина буквально ошеломила присутствующих? И даже ближайшие соратники (например, Сталин) не поддержали его поначалу? У социал-демократии, в том числе и у многих большевиков, были «долгоиграющие» цели – поддержатьВ Временное правительство, защищать революционное отечество в войне. Ленин резко выступил против этих взглядов и объявил совершенно другие лозунги: «Никакой поддержки Временному правительству» и «вся власть — Советам». Да еще последующая ликвидация армии, полиции и чиновничества и заменой постоянной армии всеобщим вооружением народа.

Доклад Ленина, вошедший в историю под названием «Апрельские тезисы», стал своеобразной «дорожной картой» для большевистской революции. Последняя получила стратегическую цель, а пролетариат – способы движения к этой цели, достигнутой совсем скоро – глубокой осенью 1917 года.

Источник

https://cont.ws/@sam8807/590759


Ключевые слова: новости, статья
Опубликовал Игорь Молд , 19.04.2017 в 10:27

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 23 апреля, в 18:42 Кроме теории, существует сложившаяся практика и она именно такова.
В Эстонии. Как выяснилось, она оказалась наголову выше российских. До сих пор со сложными документами приходится другим помогать.
Вы очень плохо угадываете: Печора - экспортный вариант С-125.
Вариант для ЗРВ - Нева, для флота - Волна. Вы, видимо, не ракетчик.
Служил 2 года после МГУ, под Николаевом. И не прозябал, а был весьма востребованным специалистом - ездил по всей бригаде, настраивал ЗРК. У кадровых офицеров с этим были большие проблемы. Моя же станция держала на АС чайку, приводя в изумление кадровых.
А вы где и кем служили?
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 23 апреля, в 20:31 Вы отчасти коллеги с моим отцом, он служил в РВСН.
Насчет глухомани все относительно, Николаев - областной центр, ныне на быв. Украине.
От эстонцев (конкретно от народа времен СССР) у меня впечатления не самые плохие. Народ своеобразный, но не дикий, со стержнем. Конечно, после советских дотаций незалежной Эстонии пришлось идти на содержание к Западу, политикам приходится отрабатывать подачки.
А вы, судя по лесу на снимке, сейчас где-то на Северо-Западе?
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 23 апреля, в 21:44 Вы опять не угадали.
В вашем замечательном городе я был последний раз в январе, предпоследний - в мае, предпредпоследний - позапрошлой осенью (делал доклад в одном из институтов на ВО). Из Подмосковья до Питера - полночи на машине.
Насчет быв. Украины вы совершенно правы. Летом в Крыму слышал, чем кончилась попытка проехать напрямую, через Харьков: избили, отобрали машину, деньги. Это уже не страна а просто территория.
Но в Эстонии я удивился тому, как хорошо относятся к русским. Про молодежь не буду, не общался, но старшее поколение - сама предупредительность, самое удивительное, что вспомнили русский, который все поголовно забыли в первые годы незалежности. Разгадка проста - вспоминают советскую жизнь как райскую.
Образ мысли, я думаю, у нас с вами практически совершенно одинаков. Просто, в силу профессии, я привык оперировать только твердыми, однозначными понятиями. Писал Ленин, что строит госкапитализм - это ясно и понятно. Но с трибуны так сказать не мог, массы по темноте не поймут, поэтому он говорил - социализм. Это - пропагандистский штамп, в понятийный аппарат входить не может.
РВСН - общее СН.
А вы в каких местах в Эстонии бывали?
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 23 апреля, в 23:03 Тоже бывал там на соревнованиях; жил на юге, в Валге.
Общее - применение ракет СН.
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 24 апреля, в 13:38 Это граница с Латвией, которая проходит через город; латвийская часть города называется Валка, эстонская - Валга, в летописях - Валк, поскольку там был волок между реками Гауя и Эмаиги.
По названию видно, чьи это были земли в древности.
После ухода наших военных все там захирело.
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 24 апреля, в 15:03 Раньше, например, в Валге выпускалось питание для космонавтов в тюбиках, в соседнем Выру - газоанализаторы для ПЛ. Сейчас все это, естественно, гикнулось.
Интересно, что ничем небогатая микроскопическая Эстония занимала в Союзе два первых места - по числу автомобилей на душу и по потреблению алкоголя на душу.
Тогда там выпускалась водка "Виру Валге" крепкостью 50 градусов.
Судя по всему, незалежность дается эстам тяжеловато: сейчас "Виру Валге" уже выпускают 80 -градусной.
Что касается надежд на рай, то у прибалтов шансы на него непрерывно и быстро растут, только немного не так, как планировалось. Они же сами делают себя мишенями для Искандеров и прочего - в случае чего за полчаса все в раю окажутся.
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 24 апреля, в 17:00 Мне вообще-то всех жаль, в первую очередь наш народ, которого водят по кругу по революциям и перестройкам. И малоросов, которых та же публика водит по майданам. И прибалтов, которых вообще, по планам Гитлера, в Прибалтике не предполагалось, Сталин их просто-напросто спас от уничтожения. Сейчас 4-й Рейх их по-тихому вымаривает, согласно прежним планам.
Однако если там будут горы Абрамсов, Першингов и прочего, то, после момента "Ч" все это, включая и Запад России, станет ТВД. Причем их политики не учитывают, что мы Першинги и Томагавки можем перехватывать, а янки наши Искандеры и Цирконы перехватывать не могут.
Так что остается только жалеть, что они сами себя не жалеют.
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 25 апреля, в 02:33 Я не считаю, что ВС РФ сильнее НАТО. Но по отдельным видам вооружений существенный качественный перевес на нашей стороне. У них нет ОТР, маневрирующих на 50 g, как наши Искандеры, нет аналогов Панцирю, С-300, не говоря уж о С-400. Недавний эксперимент Трампа с Томагавками это подтвердил. 70-тонные Абрамсы не имеют АЗ, вязнут без твердого грунта, несут пушки меньшего калибра, чем наши Спруты, имеющие АЗ, плавающие и прыгающие с парашютами.
Поэтому на болотистом Западном ТВД в неядерном конфликте у нас шансы есть.
Что касается систем СН, то у нас со скрипом, но около десяти программ подошли или идут к финишу. У янки несколько программ модернизации СЯС зашли в тупик и были прекращены.
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 26 апреля, в 10:29 Я же отметил, что речь идет о качественной стороне дела. Помочь дяде Вове (так его называют знакомые ополченцы) с количеством мы можем только одним - налогами. Я лично му стараюсь, кроме основной работы, участвовать еще в нескольких проектах.
Что касается "социалистических завоеваний", то с этим, по моему мнению, не все однозначно.
Вы не будете, надеюсь, возражать, что метод должен соответствовать предмету?
У древних греков в мирный период руководство осуществлялось парой архонтов. Их соперничество и взаимный контроль обеспечивали динамику и отсутствие злоупотреблений. Если они договаривались, меняли обоих. Это обеспечивало высокое качество упр. решений, при довольно длительной процедуре согласования.
В особый (угрожаемый или военный период) власть автоматически, по некой процедуре, переходила к одному из них (в основном по военному опыту). Этим обеспечивалось ключевое для таких периодов единоначалие и своевременность упр. решений, от которых требуется сиюминутность, а не перспектива.
Грекам, отточившим такую систему за тысячи лет, не откажешь в системности подхода.
С точки зрения этих требований строгий госкапитализм идеален применительно к особым периодам (разруха, война), когда аппарат и население имеют одинаковую сильную мотивацию - выжить. И в этом качестве я обеими руками - за него, (пусть его при этом называют социализмом, коммунизмом или даже горшком - лишь бы мышей ловил).
В мирное время основная задача - экономическое соперничество с будущими противниками.
Упр. решения должны решать мносложные и взаимосвязанные проблемы, учитывать ту или иную перспективу. Однако при госкапитализме мотивация аппарата и населения в такие периоды кардинально расходятся, противоположны, осложняясь отсутствием ясных и простых отношений собственности. Сталин, предвидя непригодность "социализма" к мирному развитию, на 19 съезде принял необходимые меры. Однако аппарат их не принял, Сталина отравил, Берию убил, и все отыграл назад.
Поэтому я не могу согласиться с вашим утверждением. На самом деле от "завоеваний" отказался аппарат при перевороте 1953 года.
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 27 апреля, в 10:00 Вы правы, между античными полисами и крупными государствами безусловно есть разница. Однако она такого рода (больше фазовые сдвиги), что еще больше усиливает несоответствие метода предмету (системы управления объекту).
Я не писал, чтобы мне было хорошо. Под ловлей мышей имеется ввиду соответствие нуждам развития страны.
Не знаю, знакомы ли вы с книгой Ю.Мухина об убийстве , но если очень большая совокупность необъяснимых по отдельности независимых фактов имеют одно объяснение, то это объяснение обычно реально. Да и сам Хрущев однажды проговорился, это опубликовано.
В партии я не был. Трудно всерьез принимать эту организацию.
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 28 апреля, в 11:32 Прошу прощения за телеграфный стиль - в 5 утра вернулся из бани, сейчас надо срочно ехать на выставку по электронике.
На ХIХ съезде Сталин предусмотрительно вырвал основное жало у начавшего разлагаться в мирных условиях аппарата - уничтожил политбюро (орган незаконного управления государством) и уничтожил должность генсека. ЦК резко увеличил за счет специалистов - чтобы лишить аппарат возможности консолидации и эксплуатации страны.
Тем самым в стране были введены простая и ясная, полностью адекватная мирному времени, система управления и отношений собственности. Госорганы несли прямую ответственность перед народом через выборы за результаты законного использования госсобственности.
Сравните с политбюро, не несущим ответственности за свои "достижения" ни перед кем.
Для партии появилась возможность очиститься от разложения и развиваться в зависимости от ее истинного авторитета у народа.
Самое главное последнее достижение Сталина - разложение партии перестало влиять на развитие государства.
Захотели партаппаратчики (хрущевы, маленковы, игнатьевы и т.п.) гнить до конца - на здоровье, ведь партгниль уже не касалась государства, не заражала его.
Захотели приносить пользу стране - избавляйтесь от гнили, завоевывайте авторитет у народа, избирайтесь на всеобщих выборах в госорганы наравне со специалистами, работайте на благо страны и народа вместе со специалистами - под контролем народа.
Партаппарату это не понравилось (надо учиться, работать), результат вам известен - ни партии, ни страны.
Берия (неформальный лидер фракции специалистов после марта 53г.) был убит сразу после ареста им Огольцова (зав. лаборатории спецядов) в ходе расследования Берией отравления Сталина.
Мухина сложно читать оттого, что его книги очень насыщены документами. А насыщены они оттого, что Мухину часто приходится защищаться в судах. Пока что факт отравления Сталина никто, (в т.ч. потомки отравителей) почему-то в суде не оспаривает. Если вы с этим фактом не согласны - можете попробовать оспорить Мухина в судебном порядке.
В партии я не был (в армии отбивался от приема руками и ногами - портил показатели), однако, по должности, много раз присутствовал на заседаниях разных парторганов, и всю эту вахканалию бессмысленности видел вблизи.
Херсонес в Севастополе (последний раз я там был год назад, случайно, одновременно с ВВП) насчитывает около 2 тыс. лет - а это дочернее поселение Гераклеи, которая есть дочернее поселение дорийцев, так что насчет 600 лет - очень сомневаюсь.
Что же касается ленинских кооператоров - то представьте себе АПЛ, построенную кооперативом.
Думаю, вы бы не то что плавать, зайти на нее побоялись бы.
К сожалению, надо бежать -сейчас придется продираться через пробки на выставку.
Текст скрыт развернуть
0
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 3 мая, в 10:17 Был в отъезде: много раз ездил мимо места гибели Гагарина, да некогда было завернуть, только сейчас собрался посетить. А там рядом Юрьев-Польский, Владимир - короче, только вернулся.
Мы с друзьями много лет (около 30) снимаем баню с 20-00, т.е. ходим-то в нее вечером. А вот уходим по-разному, иногда под утро, так как, кроме веников, бывают и дни рождения, и деловые вопросы, и политические споры, и пр.
Материалов ХIХ съезда у вас быть не может, поскольку ХIХ съезд - единственный, материалы которого полностью отдельным изданием не опубликованы. Про блокировку аппарата - ликвидацию Политбюро и раздутие ЦК - данных много, например: http://maxpark.com/community/politic/content/2622660
Что касается предпочтений, то более жизненны многоукладные системы. Однако, вопрос о том, где должен быть центр тяжести - в госсекторе или за его пределами зависит от конкретного периода. Например, в сталинское время - после ленинской разрухи накануне войны - кооперативы как массовое явление были опасны.
В послевоеннное время - наоборот, полезны.
Текст скрыт развернуть
0
Прохор Веденеев
Прохор Веденеев 20 апреля, в 06:52 Текст скрыт развернуть
1
федоров валерий
федоров валерий 20 апреля, в 08:24 По сути-авантюра и стечение обстоятельств(читай-случай+ деньги из-за бугра многих заинтересованных игроков...):ни программы,ничего другого-главное-"Ввязаться(Горбачев ,на тщеславии которого тоже сыграли другие силы,так же "действовал)... Текст скрыт развернуть
-3
Николай Бобин
Николай Бобин 20 апреля, в 08:40 К сожалению, иногда законы истории удивительно последовательны: новое делают фанатики, результатом пользуются циники, а разрушают дебилы.:) Текст скрыт развернуть
2
Сергей Кушнир
Сергей Кушнир 20 апреля, в 09:23 "Нормальные гусские рэволюционэры"! "Ехали подарить нам блага " "Богоизбранный вагон с тележкой" И не нашелся ПАРТИЗАН ,чтобы пустить под откос этот "чумно-вшивый вагончик"!
Абрамович Мая Зеликовна
Айзенбунд Меер Кивович
Арманд Инесса Федоровна
Гоберман Михаил Вульфович
Гребельская Фаня
Кон Елена Феликсовна
Константинович Анна Евгеньевна
Крупская Надежда Константиновна
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич
Линде Иоган-Арнольд Иоганович
Мирингоф Илья Давидович
Мирингоф Мария Ефимовна
Морточкина Валентина Сергеевна (жена Сафарова)
Пейнесон Семен Гершович
Погосская Буня Хемовна (с сыном Рувимом)
Равич Сарра Нахумовна
Радек (Собельсон) Карл Бернгардович
Радомысльская Злата Эвновна
Радомысльский-Зиновьев (Апфельбаум) Овшей-Гершен Аронович
Радомысльский Стефан Овшеевич
Ривкин Залман-Бэрк Осерович
Розенблюм Давид Мордухович
Сафаров (Вольдин) Георгий Иванович
Сковно Абрам Анчилович
Слюсарева Надежда Михайловна
Сокольников (Бриллиант) Гирш Янкелевич
Сулиашвили Давид Сократович
Усиевич Григорий Александрович
Харитонов Моисей Мотькович
Цхакая Михаил Григорьевич
Текст скрыт развернуть
1
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик Сергей Кушнир 21 апреля, в 14:36 Да уж, вагончик тронулся - перрон посыпался, вместе с империей.
А не попадались данные по пароходу Троцкого?
Интересно, кто из них пережил сталинскую десионизацию.
Текст скрыт развернуть
1
Элла Дементьева
Элла Дементьева 20 апреля, в 10:19 Любая революция-страшнее любой войны с чужеземцами.Но..лозунги-прекрасны,заманчивы... Текст скрыт развернуть
1
Сергей Абс
Сергей Абс 21 апреля, в 03:41 Адольф Гитлер обладал ничуть не меньшим даром убеждать, чем Ленин. Эта способность не имеет никакого отношения к уровню интеллекта. Скорее наоборот. Такое убеждение у меня сложилось после прочтения "Майн кампф" и "сочинений" Ленина. Последние - не более, чем набор лозунгов, причем довольно тупых. Текст скрыт развернуть
0
Евгений Шрайбер
Евгений Шрайбер Сергей Абс 22 апреля, в 21:21 Прямо все сочинения Ленина - набор тупых лозунгов? И экономические работы? И "Государство и революция"? И "Империализм как высшая..."? Все это Вы прочитали, изучили и вынесли вердикт?
Примите мое почтение.
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 123
Комментарии Facebook
Читать

Поиск по блогу

Люди

67293 пользователям нравится сайт myhistori.ru