Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Читать

Как киргизский механик боролся с асами Геринга

развернуть

Герой нашего повествования сегодня попал бы в категорию «гастарбайтеров», «равшанов и джамшутов», к которым российская молодёжь относится с брезгливостью и раздражением. И вряд ли сам он что-либо возразил бы в ответ, ибо был человеком немногословным. За него сказали бы медали и ордена на груди. Впрочем, сегодня многим неведома цена фронтовых медалей, измеряемая не в долларах и евро, а в человеческом мужестве...

Как киргизский механик боролся с асами Геринга СССР, военное, истории, ностальгия, факты
Как киргизский механик боролся с асами Геринга СССР, военное, истории, ностальгия, факты

Молчаливый мастер

Согласно древним киргизским преданиям, край земли находится на восточном побережье озера Иссык-Куль. Именно на «краю земли», в селе Курменты в мае 1909 года в крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Абдыкасымом.

У него было обычное детство, такое же, как и у его друзей-приятелей. Как и они, увлекался Абдыкасым соколиной охотой — занятием экзотическим для жителей центральной России, но обычным для живущих на побережье Иссык-Куля.

Кроме того, мальчика тянуло к технике. Любил он возиться с различными механизмами, много времени проводил в колхозном гараже, помогал механикам, осваивая науку не в теории, а на практике. После семи классов школы Абдыкасым отправился в Самарканд, в школу механиков.

В родное село вернулся со специальностью механика-водителя и очень быстро стал уважаемым человеком среди односельчан. Про него говорили, что Абдыкасым может починить всё, что угодно, а если надо будет, соберёт автомобиль из примуса и швейной машинки.

Перед самой войной Абдыкасым переехал в город Пржевальск, где стал работать инструктором в автомотоклубе Осоавиахима. Когда началась Великая Отечественная война, немногословный Абдыкасым отправился в военкомат. Там ему разъяснили — как специалисту Абдыкасыму полагается бронь, и призыву он не подлежит.

Но механик «золотые руки», которому к этому времени было уже за 30, только покачал головой и пояснил — он доброволец и бронь ему не нужна.

Будешь ты летать на Иле задом наперёд...

В августе 1941 года Абдыкасым Карымшаков был направлен в авиационный полк на должность оружейника. Техники были очень нужны армии, но Абдыкасым настаивал, что хочет не только готовить самолёты для других, но и сам воевать. И вскоре его направили в Ленинградскую воздушно-техническую школу для обучения на воздушного стрелка.

«Будешь ты стрелком-радистом, а в душе пилот,
Будешь ты летать на Иле задом наперёд...»

Как киргизский механик боролся с асами Геринга СССР, военное, истории, ностальгия, факты

В годы войны эта незатейливая песенка была очень популярной. Штурмовик Ил-2 выпускался в одноместном и двухместном вариантах. Опыт боёв показал — Ил-2 является отличной машиной, но незащищённый сзади, слишком уязвим для немецких истребителей. Машину срочно стали выпускать в двухместном варианте, с кабиной для стрелка. Началась подготовка воздушных стрелков, которым предстояло занять места в экипажах «Илов».

Выживаемость Ил-2 зависела во многом от мастерства стрелка. При этом его кабина из-за особенностей конструкции была защищена хуже, чем кабина пилота. И потери среди стрелков были куда большими, чем среди лётчиков. Обо всём этом Абдыкасым прекрасно знал, но продолжал стремиться в бой, в самое пекло.

Экипаж

С января 1943 года выпускник школы воздушных стрелков младший сержант Карымшаков проходил стажировку в запасном авиаполку, а в мае 1943-го был направлен в действующую армию. В 75-м гвардейском штурмовом авиаполку Абдыкасыма распределили в экипаж улыбчивого младшего лейтенанта.

— Толик, — представился тот.

— Абдыкасым, — ответил киргиз.

На секунду на лице лейтенанта мелькнула растерянность, но он тут же нашёлся:

— А можно я буду называть тебя Андреем?

— Можно, — невозмутимо ответил Абдыкасым.

Уроженец Днепропетровска украинец Анатолий Брандыс был младше своего стрелка на десять лет, однако в экипаже они понимали друг друга с полуслова. В бою это взаимопонимание не раз спасало им жизнь.

Как киргизский механик боролся с асами Геринга СССР, военное, истории, ностальгия, факты

Экипаж с позывным «Алтай» принял боевое крещение в небе Донбасса. Уже в первых боях Толя и «Андрей» показали, что воевать умеют отлично. Стрелок успевал не только отражать атаки противника, но и вести огонь по наземным целям.

Вылет за вылетом, бой за боем... В конце сентября 1943 года у Ил-2 Брандыса и Карымшакова при возвращении с боевого задания забарахлил мотор. Штурмовик отстал от группы, и тут же его атаковал «мессер», решивший, что легко справится с «илом». Не тут-то было — стрелок трижды отражал атаки немецкого аса и позволил командиру уйти от преследования.

Воздушный стрелок на фронте — профессия дефицитная. Когда выбывали по ранению товарищи, Абдыкасым вылетал и в составе других экипажей, совершая по три вылета в день.

В полку его называли «снайпером», и в этом не было преувеличения. На его счету были уничтоженные вражеские машины, зенитки. В ноябре 1943 года Абдыкасым Карымшаков официально записал на свой счёт первый сбитый вражеский самолёт, уничтожив немецкий Ме-109.

Надёжней брони

Анатолия и Абдыкасыма неоднократно сбивали — для штурмовика это скорее норма, чем событие чрезвычайное. Но выбраться из пекла — задача крайне непростая. Под Никополем им пришлось садиться на нейтральную полосу, а затем, под огнём врага, перебегая от воронки до воронки, добираться до своего переднего края.

Весной 1944 года, во время боёв за Крым, они не раз попадали в переделки. 7 апреля во время атаки вражеского аэродрома Курман-Кемельчи был подбит самолёт командира эскадрильи, севшего на вынужденную посадку на территории противника. «Алтаи», чей самолёт тоже был повреждён, вели бой над местом посадки, позволяя ещё одному «Илу» сесть и забрать попавший в беду экипаж.

Как киргизский механик боролся с асами Геринга СССР, военное, истории, ностальгия, факты

16 апреля новый вылет и новый жестокий бой — группа Ил-2 нарвалась на огонь зениток, после чего в воздух поднялись немецкие истребители. Из шести советских штурмовиков в строю остался только один. Четыре гитлеровских «фокке-вульфа» попытались взять Ил-2 в «клещи», чтобы посадить на свой аэродром и пленить лётчиков. Но Абдыкасым отбивал одну атаку за другой. Пыл немцев иссяк, когда один из истребителей рухнул, сбитый стрелком Ил-2.

Одно из попаданий загнало Ил в пике, из которого Анатолий вывел машину лишь над самой гладью Чёрного моря. Когда вернулись на аэродром, в самолёте насчитали 72 пробоины.

6 мая 1944 года в время штурма немецкого аэродрома группа Ил-2 столкнулась с истребителями противника. На двух советских машинах погибли стрелки. Тогда самолёты перестроились, и Абдыкасым стал «защищать спину» сразу трём «илам». Он отбил семь атак и позволил всем штурмовикам вернуться на аэродром.

Лётчик Анатолий Брандыс так говорил о своём напарнике: «Мне оглядываться не надо. У меня за спиной Абдыкасым. Это покрепче любой брони».

Один шанс из тысячи

В начале февраля 1945 года их Ил-2 снова был сбит. Сели на территории противника, Анатолий был ранен в ногу. Идти сам он не мог, поэтому сказал:

— Я не дойду, Андрей, выбирайся один!

— Угу, — буркнул стрелок, подхватил командира и потащил к линии фронта.

— Старшина Карымшаков, это приказ! — крикнул лётчик.

«Андрей» молча кивнул и продолжил путь, неся на себе раненого командира.

Они сумели перебраться через линию фронта к своим. Мистика, но на родной аэродром они прибыли как раз в тот момент, когда командир полка на построении сообщал о героической гибели экипажа «Алтай».

После этого случая Абдыкасым положил в кабину трофейный немецкий автомат МP 40, рассчитывая в случае чего отстреливаться из него при вынужденной посадке на территории врага. А спустя пару недель произошёл самый невероятный случай в боевой биографии стрелка Карымшакова.

Новый вылет, новая штурмовка, и снова атака немецких истребителей, пилоты которых в конце войны становились всё отчаяннее. Абдыкасым отбивает атаку за атакой, но немцы продолжают наседать. И вот после очередного выстрела наступает тишина. В бортовом пулёмете «Ила» закончились патроны. Немец, заметивший это, стал заходить в хвост, собираясь добить «русского» наверняка.

Как киргизский механик боролся с асами Геринга СССР, военное, истории, ностальгия, факты

Адбыкасым смотрел на приближающегося врага, сжимая кулаки от бессильной ненависти. И тут взгляд упал на трофейный автомат. Высунув ствол в проём для пулемёта, он дал длинную очередь в сторону «мессера».

На что он рассчитывал? Да ни на что. Так солдаты стреляют из пистолета в подъезжающий танк, не желая сдаваться перед неизбежной гибелью. Немецкий автомат МР 40, разумеется, не предназначен для воздушного боя, и в 999 случаях из 1000 не способен был нанести вред «мессершмиту».

Но именно с Абдыкасымом Карымшаковым произошёл тот единственный случай из 1000. Пуля из автомата угодила в единственное слабо защищённое место истребителя в носовой части — в щель масляного радиатора, после чего «мессер» задымился и резко ушёл вниз.

Ил-2 благополучно вернулся на аэродром.

Кавалер Ордена Славы

За время Великой Отечественной войны гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков совершил 227 боевых вылетов, во время которых он участвовал в 52 воздушных боях и сбил семь самолетов противника (3 индивидуально и 4 в группе).

Орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, многочисленные медали... А главное, Абдыкасым Карымшаков стал полным кавалером Ордена Славы, одним из 2672 героев, удостоенных подобной чести за подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Как киргизский механик боролся с асами Геринга СССР, военное, истории, ностальгия, факты

Его командир, Анатолий Брандыс, стал дважды Героем Советского Союза. Наверное, был достоин этой награды и Абдыкасым. Но, может быть, посчитали, что два Героя на один экипаж — это слишком, а может, представление к высшей награде где-то затерялось. Для Анатолия и Абдыкасыма это было не так уж важно. Они воевали не за награды. Они просто сражались за Родину.

После войны Абдыкасым вернулся в родное село, работал трактористом. Немногословному мужчине приходилось непросто, когда приглашали в школы, чтобы рассказать о войне. Но он шёл, понимая, что очень важно новым поколения привить те чувства, которые вели его самого, его командира и друга Анатолия, миллионы других советских людей в той страшной войне с фашизмом.

Он так и прожил всю свою жизнь на «краю земли» у озера Иссык-Куль. Прожил честно и достойно. А школьники, которые, возможно, слушали в детстве рассказы Абдыкасыма Карымшакова, ныне работают в Москве за мизерные зарплаты под брезгливыми взглядами тех, кто именует их «гастарбайтерами».

Кажется, в погоне за «европейскими ценностями» мы потеряли что-то куда более важное. Но вины Абдыкасыма Карымшакова, настоящего героя Советского Союза, в этом нет.

Как киргизский механик боролся с асами Геринга СССР, военное, истории, ностальгия, факты



Источник: http://fishki.net/2445748-kak-kirgizskij-mehanik-borolsja-s-asami-geringa.html © Fishki.net


Ключевые слова: новости, статья
Опубликовал Игорь Молд , 01.12.2017 в 19:47

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Мазеин
Александр Мазеин 2 декабря, в 08:31 Самое важное во всём этом то что все мы были гражданами одной страны, и спасали свой народ все вместе! Сейчас как и всегда среди всех национальностей встречаются прекрасные люди, то что нас растащили по национальным квартирам - это беда для всех! Это нужно было врагам нашего великого госсударства и к сожалению они этого добились. Запад разьединил нас и сейчас старается добивать по одному, сила и спасение народов- в единстве. Текст скрыт развернуть
12
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев 2 декабря, в 08:41 Нынешняя власть со своим курсом загнала нас в пике из которого выбраться можно при смене курса по социалистическому пути Текст скрыт развернуть
7
денис леонов
денис леонов 2 декабря, в 10:57 Слава героям! Текст скрыт развернуть
6
Виталий Колосков
Виталий Колосков 2 декабря, в 11:12 была страна,Империя и люди знали за что воевать. а сейчас воевать за чьи то миллионы? как в укре? Текст скрыт развернуть
0
Вреда _
Вреда _ 2 декабря, в 11:47 "Стрелок успевал не только отражать атаки противника, но и вести огонь по наземным целям."
Когда делаешь такой репортаж о подвигах людей не нужно свои фантазии вкладывать в сюжет .
Достаточно один раз увидеть Ил - 2 и позицию стрелка . Это не кабина стрелка в современных военно - транспортных Илах.
Коробит от такой некомпетентности .
Текст скрыт развернуть
3
Сергей Баранов
Сергей Баранов Вреда _ 2 декабря, в 18:54 Тоже покоробило - как из такой кабины стрелять по наземным целям? Сквозь собственный хвост? Текст скрыт развернуть
1
Михаил Жигарев
Михаил Жигарев Вреда _ 3 декабря, в 20:33 Когда самолет делает вираж в горизонтальной плоскости -вот тогда можно вести огонь по земле. А "вертелись" они под огнем и с земли и неба -мама не горюй! Текст скрыт развернуть
0
Вреда _
Вреда _ Михаил Жигарев 3 декабря, в 22:27 В какой там плоскости ? Единственное когда он мог стрелять это если самолёт вверх ногами летел.
Но в это время сильно не постреляешь . И вообще даже в нормальном положение у стрелка было сверх ограниченный сектор стрельбы . Поэтому и потери большие . Ведь что бы он мог стрелять по атакующему с хвоста самолёту Ил должен лететь не по прямой ,а зигзагами .Только тогда хвост не мешал бы стрелять .
Текст скрыт развернуть
0
Михаил Жигарев
Михаил Жигарев Вреда _ 4 декабря, в 21:57 Сходите в музей ВВС и посмотрите на этот самолет вживую !А летящий брюхом вверх Ил-2 уже гроб для обоих! И еще: 90% сбитых наших летчиков в начале войны летали по -книжному( Наставление по производству полетов 20-30 годов) Взлет-полет по коробочке -посадка! А во время боя залетел за линию фронта-под трибунал(типа ты хотел к врагу перекинуться) Это уже 42-43 году от этого дибелизма  избавились-вот тогда и начали понастоящему воевать в небе.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор
Виктор 2 декабря, в 13:14 В том, что "школьники, которые, возможно, слушали в детстве рассказы Абдыкасыма Карымшакова, ныне работают в Москве за мизерные зарплаты под брезгливыми взглядами тех, кто именует их «гастарбайтерами», частично виновны руководители и чиновники тех стран, откуда эти «гастарбайтеры» приехали в Москву. Текст скрыт развернуть
2
Leonid PlиGin
Leonid PlиGin 2 декабря, в 13:29 Потрясён. Текст скрыт развернуть
2
Артем Ракутько
Артем Ракутько 2 декабря, в 13:34 Вот о таких , людях и боевом братстве нужно снимать фильмы . Текст скрыт развернуть
7
Сергей
Сергей 2 декабря, в 17:36 Слава нашим дедам!!! Нам есть, с кого брать пример!!! Текст скрыт развернуть
6
Михаил Ушаков
Михаил Ушаков 2 декабря, в 18:09 Герой...а вот автор статьи записался....Как появились "на его счету были уничтоженные вражеские машины, зенитки."?....это добыча лётчика....экипажа.... Текст скрыт развернуть
1
Marat Sattarov
Marat Sattarov 2 декабря, в 20:26 Вечная память славному Герою киргизского народа! Текст скрыт развернуть
1
Лариса Дарвина
Лариса Дарвина 2 декабря, в 21:34 Ах, как жалко стало несчастных киргизов, околачивающихся в Москве! Практически все работоспособное население страны НЕ ИМЕЕТ ПРИМЕНЕНИЯ и НЕ МОЖЕТ ВЫЖИТЬ у себя дома. Учат в наших школах бесплатно своих детей, бесплатно рожденных в наших роддомах. Многие за мзду получили в глухих деревнях российское гражданство. При этом молодежь враждебно настроенная, воспитанная в 30.000 исламских центрах-мечетях, возведенных добрыми турками и саудитами (при СССР их было только 30). К герою истории - никаких претензий, низкий поклон и уважение,.как и к любому ветерану. Но вот к современным гастерам это не имеет никакого отношения, это люди другой страны, другой ментальности, они Россию защищать не пойдут, а с точностью до наоборот... Надеюсь, не забыли, кто был виновником последнего теракта в метро Санкт-Петербурга? Текст скрыт развернуть
1
Руслан Битаров
Руслан Битаров 3 декабря, в 01:28 Полный кавалер ордена славы приравнивался к герою СССР и даже выше. Героя давали за 1 подвиг а полного кавалера можно было получить только за несколько! Текст скрыт развернуть
1
Алексенцев Владимир
Алексенцев Владимир 3 декабря, в 03:11 Я горжусь своим старшим земляком и буду гордиться такими ЛЮДЬМИ, у которых была и есть "ЕДИНАЯ СТРАНА СССР"!!! Текст скрыт развернуть
0
rubin1976
rubin1976 3 декабря, в 16:14 Семь ПОДТВЕРЖДЕННЫХ сбитых для живого воздушного стрелка - это действительно редкий случай, поскольку задача стрелка, тем более, стрелка штурмовика -блокировать атаки вражеских истребителей, а не уничтожать их. Т.е. задача стрелка считалась выполненной с момента повреждения вражеского истребителя и выхода его из атаки. На большее, зачастую, у стрелка не было и времени, поскольку штурмовик- машина тяжелая и не слишком маневренная, а после модернизации штурмовика немцы старались атаковать штурмовик парами при этом предварительно отбив его от своей группы и прикрытия (если таковое вообще было). Так что даже такое, казалось бы, малое количество сбитых свидетельствует об отличном профессиональном мастерстве стрелка (ну и везении, конечно). Вообще, насколько я знаю, за Войну такого результата достигло не более трех, ну, максимум, четырех десятков стрелков (а было их несколько тысяч). Причем я считаю, в данном случае, ВСЕХ воздушных стрелков, а не только штурмовиков. Текст скрыт развернуть
2
Александр С.
Александр С. 3 декабря, в 21:14 Это один из Героев нашей бывшей Великой страны. Вечная ему Слава и вечная память. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 43
Комментарии Facebook

Последние комментарии

сергей лобов
"Заканчивайте" - так вернее.
сергей лобов Тур хейердал. путешествие на плоту кон-тики
Татьяна Бурыкина
александр толкачёв
Александр Жеребцов

Поиск по блогу

Люди

67804 пользователям нравится сайт myhistori.ru