Последние комментарии

  • Татьяна Старкова (Кузьмина) (КУЗЬМИНА)17 июня, 11:05
    А ты откуда знаешь что-нибудь о СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИНАХ...?Какими были советские женщины?
  • Кузя Домовая17 июня, 11:04
    Знаю. В печах концлагерей.Разве это не ваших святых книгах написано что кроме евреев все остальные недочеловеки? Британский беспредел. Малоизвестные страницы еврейской истории
  • Александр И17 июня, 11:01
    Я понял в чем дело -Отпустите меня в СССР…

Василий Суриков. «Меншиков в Березове»

Это одна из самых известных и популярных картин Василия Сурикова. Она отражает судьбу фаворита Петра I, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью. В результате придворных интриг блестящий царедворец сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере…

Картина Сурикова "Меншиков в Берёзове" началась летом 1881 г., когда Василий Иванович с семьёй жил в деревне.

Отдыхом назвать это было трудно: тесная избушка, жена с детьми, дожди... Суриков вспоминал: "Здесь вот всё мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... Меншиков! Сразу всю картину увидел".

На картине изображен обычный день семьи, еще вчера бывшей популярной, модной и невероятно богатой. По дороге в ссылку умерла жена Меншикова, поэтому он мрачен и погружен в свои непростые и нелегкие мысли.

Кажется, он пытается осознать, как так произошло, что он, известный придворный интриган, сам оказался оговоренным, запутавшимся в тенетах хитрой и коварной придворной политики.

Рядом с отцом его трое детей. Судьба также немилостива к ним. Старшая дочь Мария — бледная, растерянная, закутанная во все черное — бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая все — богатство, высокое положение и свое блестящее будущее русской императрицы.

Черный цвет одеяния Марии — словно пророчество о ее печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы, не дожив до восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после нее уйдет из жизни и сам Меншиков.

На картине Мария не похожа на портретные изображения княжны. В старшей дочери Суриков увековечил свою жену Елизавету Августовну. Она была "красивой, даже очаровательной женщиной, бледной, с лучистыми, тёмными глазами, тёмной косой". Картина была завершена к весне 1883 г., а весной 1888 г. Елизавета Августовна умерла.

В.И. Суриков. Елизавета Сурикова - Мария Меншикова. Эскиз, 1882 г

На дальнем плане погружен в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного — Александр. Ему повезет намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной — он скончается в возрасте 50 лет.

Яркое цветное пятно, лучик света в этой мрачной и убогой избе — это младшая дочь Меншикова, Александра. Она переживет смерть матери, сестры и отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая только была доступна женщине в те времена.

Александра волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона, родного брата того самого Бирона, который фактически правил Россией при Анне Иоанновне. Но и на ней словно лежало проклятие — Александра умирает в 23 года при родах вместе с новорожденным.

Но пока что все эти события еще впереди и о них известно только богу. Александра, юная и красивая, в скромном по придворным меркам, но богатом для ссылки платье и теплой душегрейке, читает книгу при тусклом северном свете, едва пробивающемся сквозь мутное и маленькое оконце избы. Она одна кажется светлым пятном в этой мрачной сцене смирения и мрачного отчаяния.

Быт Меншиковых в изгнании трудно назвать нищенским — на полу лежит теплая шкура, на столе — богатая скатерть, есть иконы и свечи, они тепло одеты и обуты. Но эти люди вырваны из своей естественной среды обитания. Этим юным созданиям самое место на придворных балах, где они еще совсем недавно блистали, а не в убогой деревенской избе, без занятия, а главное — без надежды на будущее.

Наиболее выразительно изображено лицо самого Александра Даниловича. Безусловно талантливый человек, изобретательный и умный, он не справился со своими чрезмерными амбициями и честолюбием, обзаведясь множеством открытых врагов и тайных недоброжелателей.

На картине его явно тяготят думы о том, как он, любящий муж и отец, своими руками невольно погубил собственную семью. Для отца нет ничего хуже осознания своей роковой роли в судьбе детей.

Картина заставляет задуматься не только об исторических российских реалиях, но и о судьбе отдельного человека, попавшего в жесткие колеса истории. По отзывам многочисленных современников Сурикова, а также критика Стасова, это полотно — одно из лучших из вышедших из-под его кисти.

http://storyfiles.blogspot.com/2019/06/blog-post_12.html

Популярное

))}
Loading...
наверх