Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Читать

Судьба высокотехнологичных предприятий - судьба России.

развернуть
Судьба высокотехнологичных предприятий -  судьба России.
В последние полгода президент и премьер-министр РФ, похоже, сообразили, что бесчисленные потоки слов и обещаний, которые они обрушивают на страну, уже никого ни в чем не убеждают. Посему наши правители решили продемонстрировать обществу и народу российскому, который еще не совсем забыл, как еще пару десятков лет назад он был созидателем и творцом, чем и гордился, что и они, лидеры всероссийские, способны строить и возводить.
И верные СМИ буквально переполнились красочными репортажами. То Медведев открывает новейший цементный завод (с большим швейцарским участием). А вот Путин в особой экономической зоне «Титановая долина» (Верхняя Салда, Урал).
А вот он же запускает завод крупной штамповки "Интеркос-4" (для Bosch-Siemens), регион С.-Петербурга, или открывает новые мощности транснациональных корпораций Scania и Hyundai, тоже под Питером, где начата сборка грузовиков и автобусов Scania и легкового авто Solaris.
Что тут скажешь?
Безусловно, хорошо, что создаются новые рабочие места. Прекрасно, что международные инвесторы инвестируют в Россию на долгосрочной основе. Отрадно и то, что инвестиции начали идти не только в сырьевые отрасли.
Но, во-первых, поначалу хлынув «мощным» потоком из нескольких сюжетов, тема как-то замерла, или на этом достижения кончаются? Не маловато ли за двадцать лет безраздельного господства российской и транснациональной буржуазии?
Хотелось бы увидеть список всех построенных при нынешней власти предприятий (при этом, желательно отдельной строкой, тех, которые реально возникли на новом месте, и в особенности тех, которые не связаны с иностранным капиталом).
Во-вторых, можно ли считать это «созидание» предметом гордости и плодом личных усилий Медведева и Путина? Вряд ли.
Скорее, правильно суть происходящего можно выразить так – крупные международные ТНК вместе со своими российскими… гм, партнерами осваивают российскую территорию, используя те конкурентные преимущества, которые этими самыми гм-партнерами были созданы: низкая стоимость рабочей силы, слабые профсоюзы и, соответственно, возможность для инвестора извлекать больше прибыли в более комфортных условиях.
В-третьих, всё это «великолепие» достижений современного глобального капитализма из нескольких десятков дочерних фирм крупных международных ТНК, весьма быстро, как мы видим, срастающихся «на деле» с верхушкой российской бюрократии, происходит на фоне продолжающейся деградации подлинно российской промышленности, о которой деятели типа Грефа или Кудрина всегда этак презрительно, сквозь зубы, выражались во вполне рыночном духе: не выдержали конкуренции (мол, туда им и дорога). А иногда и намеренно способствовали краху российских предприятий, дабы на их площадях разместить подразделения ТНК.
В этой связи мы решили начать публиковать список уничтоженных при нынешней власти предприятий, некогда составлявших славу и гордость отечественной индустрии. Мы не верим во всеобъемлющую разумность рынка, и мы считаем, что при разумной, рачительной и ответственной политике все эти предприятия могли бы развиваться и дальше.

СПИСОК УНИЧТОЖЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

АЗЛК (1930–2010)

«Москвич» (АЗЛК) – ныне несуществующий московский автомобилестроительный завод. Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич».
Основан в 1945 году, фактически прекратил выпуск автомобилей в 2001 году, формально ликвидирован в 2010 году.
Территориально был расположен на территории современного Юго-Восточного АО Москвы, вблизи станции метро «Текстильщики».
Исторические наименования завода: Московский автосборочный завод имени КИМ (с 1930 по 1939 год); Московский автомобильный завод имени КИМ (с 1939 года до Великой Отечественной войны); Московский завод малолитражных автомобилей – ЗМА или МЗМА (с 1945 по 1968 год); Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола – АЗЛК (с 1968 до 1992 год); ОАО «Москвич» (после 1992 года).
В наиболее удачные годы на АЗЛК работали до 25 тысяч человек. В 2001 году завод, выпустив последние комплектные автомобили, окончательно встал. Значительная часть огромной территории АЗЛК ныне используется арендаторами в разнообразных целях.

ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» (1857 – 2010)

Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова – одно из старейших и ведущих предприятий станкостроения СССР. Сыграл значительную роль в развитии станкостроения в СССР. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки. Основан 26 марта 1857 года английскими предпринимателями, принявшими русское подданство, братьями Бромлей. Производство станков на нем фактически приостановлено. За 11 га старой территории завода ведут спор компании «Ведис групп» и «Роснефть».

P.S. В целом производство металлорежущих станков в России составляет примерно 2-3 процента от уровня 1990 года (около 3,5 тыс. штук против 75 тыс. штук в 1990 году).

ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1928 – 2009)

Производство мотоциклов в Ижевске появилось благодаря Петру Владимировичу Можарову. Талантливый инженер и заядлый мотоциклист, Можаров фактически стал организатором серийного производства мотоциклов в СССР.
В начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащенный подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год.
В январе 2008 года почти весь трудовой коллектив Ижевского мотоциклетного завода (ООО "ИжМото"), а это около 480 человек, получил уведомления о предстоящем увольнении. Один из самых известных брендов республиканской промышленности – мотоциклы "Иж", выпускаемые с 1929 года, прекратил свое существоание.



ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1941)

До Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. масштабы производства мотоциклов в СССР были скромными (в 1940 г. было произведено 6800 штук). Выпуск мотоциклетной техники осуществлялся неспециализированными предприятиями. Первым заводом, изначально ориентированным на производство только мотоциклов, стал ирбитский. В годы советской власти на мотоциклетном заводе трудился каждый четвертый ирбитчанин.
Начало XI пятилетки (1981–1985 гг.) ознаменовалось выпуском полуторамиллионного мотоцикла, сошедшего с конвейера 10 марта 1981 года 21 октября 1991 года завод торжественно отметил свой 50-летний юбилей. На торжество прибыло много гостей со всех уголков страны: ИМЗ подготовил не одну тысячу специалистов, работающих теперь на ВАЗе, КАМАЗе, МАЗе и УАЗе. После того как Украина обрела независимость, Ирбитский мотозавод стал единственным в стране предприятием, производящим мотоциклы тяжелого класса. В 1992 г. ему была вручена в Мадриде Международная Золотая Звезда за качество и деловую инициативу. 26 октября 1993 г. с конвейера ИМЗ сошел трехмиллионный мотоцикл. В 2010 году было выпущено около 800 «Уралов» (в лучшие годы – до 30–50 тысяч машин в год). Сейчас на заводе работают 155 человек

P.S. В настоящее время производство мотоциклов в России практически прекращено, за счет энтузиазма отдельных производственных единиц выпускается около 2-3 тысяч мотоциклов в год (в РСФСР выпускалось до 800 тысяч штук в год).

ОАО «СЧЕТМАШ» (1948–2009)

В 2009 году обанкротилось одно из крупнейших предприятий ЦАО – курский завод «Счетмаш». Часть производственных мощностей «Счетмаша» купила петербургская «Электросила», однако в качестве самостоятельной производственной единицы предприятие перестало существовать. Новые хозяева создали вместо одного крупного производства несколько мелких, большая часть работников экс-гиганта советс кой электроники была вынуждена уволиться.

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД

В октябре 2010 года была полностью погашена задолженность по заработной плате перед работниками открытого акционерного общества ВЭКС (Воронежский экскаваторный завод). В сентябре 2006 года экскаваторный завод был признан банкротом решением арбитражного суда Воронежской области.

P.S. Производство экскаваторов в России сейчас составляет несколько процентов от уровня 1990 года (2 тыс. штук против 25 тыс. в 1990 году).

Итак, вот три подотрасли, в которых производство упало, в том числе в результате усилий трех президентов России, фактически до нуля, – это металлорежущие станки, мотоциклы и экскаваторы.
Однако индустрии по-прежнему нужны станки, строительству – экскаваторы, а люди хотели бы ездить на мотоциклах.
Как быть?
Какова будет стратегия Путина и Медведева?
Да тут и гадать особо не надо. Пригласят на заботливо освобожденное от отечественной промышленности место дочерние подразделения каких-нибудь AgieCharmilles GF, Honda и Caterpillar с Komatsu (которые задешево скупят по частям остатки советских отраслей) и назовут это возрождением российской промышленности.


ПАВЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД (1820–2011)

Инструментальный завод в городе Павлово (Нижегородская область) был основан в 1820 году промышленником Теребиным. К началу войны 1914 года завод выпускал 67 видов ножей, вилок, 52 вида топоров, напильников. Обладал золотой медалью на Всеславянской выставке 1912 года. В феврале 2011 года ПИЗ был безжалостно обанкрочен (строго говоря, история с банкротством завода тянулась с 2004 года).
P. S. В целом производство станкостроительной отрасли в России составляет около 2-3 процентов от уровня 1990 года.

МТЗ «РУБИН» (1932–2003)

Завод «Рубин» основан в 1932 году как 2-й Государственный авторемонтный завод.
В декабре 1951 года на базе 2-го МАРЗа образован завод № 597 Министерства радиотехнической промышленности, позднее переименованный в Московский телевизионный завод (МТЗ) Министерства радиопромышленности СССР. Что касается бывших территорий завода «Рубин» в Москве, то в настоящее время ОАО «МТЗ «Рубин» (Москва) занимается только строительными проектами и торговлей недвижимостью. «Рубин» как предприятие, производящее телевизоры (несмотря на продолжение существования фирмы с аналогичным названием), полностью уничтожено.



«РЕКОРД» (1957–1996)

Перед войной Александровский завод (Владимирская область) выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA. Назывался он АТП-1. Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49, его смотрел даже Сталин. Название телевизора произошло от первых букв фамилий его разработчиков: Кенигсона В.К., Варшавского Н.М., Николаевского И.А., а «49» – год разработки. В 1996 году Владимирский арбитражный суд принял решение о признании АОЗТ «Рекорд» (Александров), который входил в холдинг «Александровский радиотехнический завод», банкротом.

P.S.S. Таким образом, сквозное производство телевизоров в России, то бишь производство полного цикла, от конструкторских разработок и производства комплектующих до сборки и упаковки, фактически полностью уничтожено.


ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (1943–2009)

«Липецкий трактор» (быв. Липецкий тракторный завод ) – одно из основных предприятий города Липецка. Липецкий тракторный завод (ЛТЗ) был создан в 1943 году на производственных мощностях завода «Станкострой». Параллельно вокруг создавался жилой поселок Тракторный. 1 июня 1944 года собран первый образец липецкого гусеничного трактора «Кировец-35» с бензиновым двигателем. За прошедшее время с главного конвейера сошло более 1,5 млн тракторов. Заводом выпускались гусеничные пропашные тракторы КД-35, КДП-35, Т-38М и колесные тракторы Т-40. Осенью 2004 года завод был признан банкротом.



АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (Рубцовск) (1942–2010)

Алтайский тракторный завод до 1991 года был одним из крупнейших машиностроительных предприятий на востоке страны. Он рождался в суровом военном 1942 году на базе эвакуированного оборудования Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Довоенный Рубцовск представлял собой небольшой степной городок. В 2006–2009 годах завод прошел процедуру банкротства. Собственник алтайского тракторного завода «Алттрак» – новосибирский «РАТМ-Холдинг» обязался полностью погасить задолженность по зарплате перед работниками предприятия. С 2009 года по настоящее время производство тракторов на Алтайском заводе восстановлено не было.



СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» (Петрозаводск) (1939–2010)

«Сегодня уже можно констатировать факт, что знаменитого завода, известного не только в Карелии, но и за ее пределами, входящего в список стратегических предприятий России, практически не существует. Осталось только название и 17 сотрудников, пятеро из которых – рабочие, выполняющие последние обязательства оборонного характера перед заказчиком – Министерством обороны страны. В лучшие времена на «Авангарде», выпускавшем минные тральщики, работало более двух тысяч профессионалов, завод был известен своими надежными трудовыми династиями.


ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (ВЛАДИВОСТОК) (1895–2009)

ОАО «ХК Дальзавод» – крупнейшее судоремонтное предприятие Дальнего Востока, располагает тремя сухими доками площадью более 7 тыс. кв. метров каждый. 20% акций Дальзавода внесены в уставный капитал ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», которое является дочерним предприятием ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Дальзавод – крупнейшая ремонтная база Тихоокеанского флота России, один из двух российских судостроительных заводов, стоящих у незамерзающих гаваней.«В самом конце 2009 года крупнейшее судоремонтное предприятие Приморья – Дальзавод ОАО «ХК Дальзавод» полностью прекратило свою деятельность. 31 декабря стал последним рабочим днем на когда-то ведущем предприятии отечественного судоремонта.


ПО «ВЕГА» (БЕРДСК, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ) (1946–1999)

В труднейших условиях послевоенного времени, 14 октября 1946 года, был создан бердский радиозавод. В сентябре 1947-го завод выпустил первую партию радиоприемников «Рекорд-46».В 1985-м БРЗ преобразован в ПО «Вега», и в этот же год за разработку новой техники и передовой технологии завод стал головным предприятием советской радиопромышленности и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Продукция БРЗ побеждала на многих выставках за границей, продавалась в Европе, Африке, Турции, Англии, Иране, Вьетнаме. Производство кооперировалось с сотнями предприятий СССР и стран СЭВ. C 1979 по 1985 год на БРЗ производились музыкальные центры ''Вега-115'' и комбинированное устройство ''Вега-117''. В них использовались электропитающие установки (ЭПУ) польского производства, лентопротяжный механизм (ЛПМ) – венгерского, усилитель, блок УКВ, акустические системы собственного производства. Экспорт продукции завода осуществлялся в 26 стран мира. В 1999-м предприятие прекратило существование – его исключили из реестра.

P.S. Как легко можно видеть, высокотехнологичное, передовое по всем параметрам, рвущееся в будущее, готовое к освоению новых типов продукции предприятие было буквально раздавлено ошибочными, точнее, преступными макроэкономическими решениями. Естественно, что ни Ельцин, ни его премьеры ответственности за это не понесли. Вина была возложена на само предприятие, которое, как водится, было объявлено неудачником, оказавшимся не в состоянии выдержать рыночную конкуренцию.

САРАТОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД (САЗ) (1931–2010)

Саратовский авиационный завод (САЗ) – авиастроительное предприятие, располагавшееся в Саратове, вплоть до фактической ликвидации завода в 2010 году. С 1990-х завод находится в кризисном состоянии, численность работников снизилась в несколько раз. Последний самолет Як-42Д был поставлен заказчику в 2003 году.
В 2009–2010 годах было продано более половины территории завода вместе с корпусами и оборудованием. На этой территории по состоянию на 2011 год находится котлован для возведения магазина ИКЕА. Любопытно, что при этом высшие должностные лица продолжают, беспардонно, как бы это помягче выразиться, вдохновенно врать. Так в самом конце 2010 года, когда примерно были уже ясны потенциальные возможные объемы производства на ближайшую перспективу вице-премьер правительства России В. Христенко в своем докладе в Госдуме заявил следующее: « В период с 2010 по 2012 годы Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует выпустить 165 гражданских самолетов различных типов. Магистральных самолетов ОАК выпустит 54 штуки. Среди них 38 лайнеров Ту-204 , десять Ту-214 и шесть Ил-96 . Также в обозначенный министром период в России будет собрано 72 региональных самолета Superjet 100 и 39 Ан-148 ». В конце 80-х годов прошлого века в РСФСР производилось более 100 гражданских самолетов ежегодно.

ФГУП "ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ" (1896–2009)

Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения" являлось специализированным танковым предприятием, имеющим замкнутый технологический цикл танкового производства. Было образовано в 1896 г. в качестве железнодорожных мастерских. В 2000 г. преобразовано в ГУП "Омсктрансмаш". Предприятие расположено на территории Западной Сибири, что имеет свои преимущества, так как находится на пересечении главных магистралей и железнодорожных путей (Дальний Восток, Уральский регион, Центральный регион и др.). Основное направление деятельности: производство и ремонт танков типа Т-80.
В 2007 году первую часть имущества «Омсктрансмаша» (преимущественно оборонного назначения) в 2007–2008 годах выкупило ФГУП «КБ транспортного машиностроения» (теперь ОАО «КБТМ»). В 2009 оставшееся от завода имущество выкупил «ЧТЗ-Уралтрак», хотя законность той сделки неоднократно оспаривалась в суде. Теоретически де-юре ФГУП «Омсктрансмаш» существует и по сей день. Однако оно теперь является частями двух других предприятий, что позволяет нам говорить об уничтожении гиганта оборонной индустрии как единого целого.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «МОЛНИЯ» (1947–2009)

Челябинский часовой завод производил часы широко известной в СССР марки «Молния», а также некоторые специзделия для армии (часы для самолетов и вертолетов). В начале 2000-х годов завод долгое время находился в ситуации банкротства. В 2010 году производство практически всех видов часов в Челябинске прекращено.

УГЛИЧСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ЧАЙКА» (1938–2009)

Подготовка к строительству завода точных технических камней началась в 1937 году. Строительство развернулось в 1938 году. Монтаж завода закончен в 1942 году. Первоначально завод выпускал часовые камни из корунда и рубина. С весны 2006 года завод приостановил массовое производство часов. В данное время специализируется на производстве золотых и серебряных женских и мужских наручных часов. В 2009 году собственники предприятия, обремененного многомиллионными долгами, выразили готовность продать его за символическую цену в одну копейку.

ПЕНЗЕНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД ( ООО «ЗАРЯ» ) (1935–1999)

Пензенский часовой завод ( ООО «Заря» ) был образован в 1935 году по постановлению Правительства СССР о производстве в городе Пенза женских часов на базе Завода имени Фрунзе. В 1999 году завод был объявлен банкротом и «подняться» уже не смог.

ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «СЛАВА» (1924–2006)

Производство часов «Слава» началось в 1924 году Московским Вторым Часовым Заводом. Часы «Слава» – марка часов классического дизайна, изначально ориентированная на доступность большинству. Во второй половине 1950-х появилась линейка женских наручных часов. В 2006 году большая часть помещений завода «Слава» (Москва, Ленинградское шоссе, собственником были отданы под строительство офисного центра.

ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ВОСТОК» (1941–2010)

Чистопольский часовой завод «Восток» находится в городе Чистополь , Республика Татарстан. Свою историю ведет с осени 1941 года. В ноябре туда прибыли первые баржи с оборудованием и 500 работников 2-го Московского часового завода, эвакуированного в Чистополь. Весной 1942 года ЧЧЗ начал серийный выпуск часовых приборов военного назначения, а к 1 июля заработал на полную мощность. Предприятие было создано как номерной завод, работающий на нужды фронта. Но уже с февраля 1943 года, выполняя приказ Наркомата минометного вооружения, на заводе начали выпускать мирную продукцию. Это были первые в стране мужские наручные часы «Кировские». С 1969 года все наручные часы завода выпускаются под единой маркой «Восток», а предприятие стало называться "Чистопольский часовой завод «Восток». В сентябре 2010 года признан банкротом. Когда в доме покойник, останавливают часы. Когда в стране умирает экономика – останавливаются часовые заводы. Цеха Второго часового завода в Москве («Слава») в самом начале Ленинградского проспекта уже несколько лет стоят без дела и без славы, здание вот-вот должны снести.



Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (1932–2007)

Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе – крупное предприятие станкостроительной промышленности СССР. Выпускал автоматические линии, на которых осуществлялась обработка деталей с точностью до нескольких микрон. Один из первенцев станкостроения СССР. Вступил в строй в 1932 году. За первые 10 лет освоил производство 48 типоразмеров станков. В 1967 г. на Лейпцигской ярмарке автоматическая линия 1Л191 для обработки кронштейнов трактора Волгоградского тракторного завода награждена медалью. Станки с маркой завода экспортировались в социалистические и капиталистические страны.
«…ОАО «Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе» (ЗИО) уже несколько лет не соответствует своему наименованию.
Источник: http://g2p.ru/publications/index.php?opn=15771&part=1
(август 2005 г.)

Станкостроительный завод «Свердлов» (1868–2005)

Станкостроительный завод «Свердлов» (Станкостроительное производственное объединение им. Я.М. Свердлова, машиностроительный завод «Феникс») – ранее одно из крупнейших предприятий Санкт-Петербурга с многолетней историей.
Завод был основан в 1868 году англичанином Дж. Мюргедом (до 1878 г. помещался на Васильевском острове). В 2003 г. в отношении предприятия была возбуждена процедура банкротства.
В 2005 г. в административном здании обанкротившегося завода был открыт бизнес-центр «Феникс».

СТАНКОМАШ, Челябинск (1935–2009)

Челябинский «Станкомаш» – в прошлом крупнейшее станкостроительное предприятие Урала. Решение о строительстве завода было принято в далеком 1930 году. В годы войны это был единственный завод в СССР, который изготавливал броневые корпуса для тяжелых танков и артиллерийских самоходных орудий. По соседству с заводом № 200 в полную мощь работал Челябинский тракторный завод, из ворот которого выходили готовые танки. ЧТЗ, завод № 200 и ЗЭМ стали легендарным Танкоградом и броневой защитой Отечества. Распоряжением Правительства РФ в 1999 году предприятию был присужден статус федерального научно-производственного центра. ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» – головной разработчик и единственный в стране производитель средств преодоления минных полей.
«Губернатор Михаил Юрьевич побывал в цехах ОАО «ФНПЦ Станкомаш». Сейчас это челябинское предприятие, относящееся к оборонно-промышленному комплексу, переживает нелегкие времена, проходит процедуру банкротства. От прежнего штата работающих (20 тысяч человек) на «Станкомаше» осталась лишь десятая часть...».
Источник: http://mediazavod.ru/shorties/100696
(март 2011 г.)


Рязанский станкостроительный завод (1949–2008)

Рязанский станкостроительный завод основан в 1949 году, занимает территорию площадью 52 гектара. В 2008 году на заводе начата процедура банкротства.
И наверное, не надо объяснять, что подлинный суверенитет страны без собственного станкостроения – это профанация. Страна, которая не в состоянии производить средства производства, в особенности современные станки, очень скоро оказывается в полной зависимости от мировых центров высоких технологий. И сколько после этого ни кричи о «величии России», этого самого величия не прибавится ни на грош.

Кронштадтский морской завод (1858–2005)

Кронштадтский морской завод – крупнейшее судоремонтное предприятие Военно-морского флота России. К 2008 году количество работающих сократилось до 600–700 человек. В 2008–2010 гг. ФГУП «Кронштадтский морской завод» де-юре продолжал существовать как часть Объединенной судостроительной компании. В 2008–2011 годах никакой производственной деятельности в сколь-нибудь значимых масштабах на его площадях не велось.


ЗАО «Кузбассэлемент» (1942–2008)

ЗАО «Кузбассэлемент» являлся крупнейшим производителем химических источников тока в России и был единственным за Уралом предприятием по промышленному производству этих изделий. С6 мая 2009 года арбитражным судом на "Кузбассэлементе" введено конкурсное производство...
В 2010 году и в первом полугодии 2011 года завод не работал, несмотря на все попытки федерального и областного руководства. На его территории в настоящее время размещены офисы и торговые помещения.


Иркутский завод радиоприемников (1945–2007)

Известно, что завод основан в 1945 году как автосборочный. В 1952 году завод был перепрофилирован в Иркутский завод радиоприемников, п/я А-3321. наименованию часто добавляли букву И. В 2007 году на территории завода воцарился радиорынок, в 2008 году на его территории появился торгово-развлекательный комплекс.
P.S. Заметим при этом, что речь в большинстве рассматриваемых в рубрике случаев идет не о «лихих 90-х», а о вполне себе тучных «нулевых», когда в стране на 12 лет утвердились президент В.В. Путин, неоднократно на словах заявлявший о поддержке отечественного производства, и его протеже, произнесший столько пафосных слов о необходимости поддержки инновационных предприятий.



Завод точного литья «ЦЕНТРОЛИТ» (1963–2009)

Центролит – один из крупнейших металлургических заводов Липецка.
30 сентября 2009 года завод остановил производство чугунолитейных изделий и распустил рабочих. Производственные цеха отныне используются в качестве складов бытовой техники.

Хорский БИОХИМ (Хабаровский край) (1982–1997)

Хорский «Биохим» входил в десятку крупнейших и наиболее современных заводов в мире подобного профиля.
«Тоже выкупили, сейчас активно растаскивают. Тут раньше делали фурфурол. Вы, наверное, и не знаете, что это? Топливо для ракет. Вон видите отверстие в потолке? Очередной искатель несколько лет назад скрутил двигатель и нес к лестнице. Не увидел дыру и свалился вниз, не отпуская железяку. Так и умер внизу. Похрипел немного только, и всё».
Источник: http://urban3p.ru/category/factories

Томский приборный завод (1961–2007)

Томский приборный завод (ТПЗ) – оборонное предприятие в Томске. Завод был создан в начале 1960-х годов по совместному решению ЦК КПСС и Совета министров СССР, принятому в марте 1959 года. В конце 1997 года завод был приватизирован, при этом 51% акций остался под контролем государства, 20% были переданы в уставный капитал общероссийской государственной корпорации «Компомаш», 25% – трудовому коллективу. Предприятие было ликвидировано в первом полугодии 2007 года.
Источник: http://urban3p.ru/category/factories

Сивинит (Красноярск) (197?–2004)

Завод производил вискозные текстильные и высокопрочные нити, необходимые для производства тканей, шин и резинотехнических изделий. В 1999 году за долги была приостановлена подача электроэнергии, прекратились поставки сырья для производства. Завод был признан банкротом и перешел под внешнее управление.
До 2003 года на неработающем заводе хранились химические вещества, и из-за угрозы теракта они были вывезены (потратили на это дело 7 млн. руб.), и ФСБ официально потеряла к нему интерес. В 2004 году имущество завода было реализовано как металлолом и часть площадей раскуплена под склады и торговые комплексы.

http://feelek.livejournal.com/39464.htmlИсточник:
http://urban3p.ru/category/factories



Красноярский завод телевизоров (1952–2003)

Началом биографии завода считается 1 сентября 1952 года. Эта дата совпадает и с выпуском первой партии лампового телевизора ''Авангард''. Для завода и жителей Красноярска это явилось крупным событием, днем рождения сибирского телевизора. Все годы завод интенсивно рос и развивался, сменилось несколько поколений телевизоров.
«В 1999 году арбитражным управляющим Красноярского завода телевизоров был назначен Григорий Славкин. Бывшее фактически оборонное предприятие к приходу его команды было уже парализовано, производство практически остановилось, госзаказов не было, попытки делать что-то еще, например собирать телевизоры из ввозных комплектующих, закончились ничем. Оставшееся оборудование разграбили. Тем не менее команде Славкина удалось погасить долги и вывести завод из режима внешнего управления. Большая редкость по тем временам. Одновременно с этим, проанализировав рынок и оценив возможность возрождения, пришли к выводу: реанимация невозможна... ».
http://www.newslab.ru/article/292963

Завод «Динамо» (Москва) (1897–2009)

Завод им. С.М. Кирова «Динамо», располагавшийся на юго-востоке столицы, в районе метро «Автозаводская», был одним из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР, да и, пожалуй, всего мира.
В 2011 году:«...Но некоторые еще надеются на чудо реанимации и вспоминают старые заслуги предприятий – продукцию Тушинского машиностроительного, заводов «Динамо», «Серп и молот»... Сегодня они практически ничего не выпускают, выживают в основном за счет аренды. Переезд убьет этих заслуженных ветеранов окончательно».

Источник: «Ржавый пояс столицы»,
«Аргументы недели», http://www.argumenti.ru/print/gorodm/n284/102085


Орловский завод управляющих вычислительных машин им. К.Н. Руднева (1968–2006)

При создании завода УВМ им. Руднева предполагалось, что вместе с ленинградским и киевским «Электронмашем», зеленоградским «Ангстремом», минским «Интегралом», смоленским ПО «Искра» и ныне почившими в бозе курским «Счетмашем» и Казанским заводом ЭВМ это предприятие станет основой для советской компьютерной индустрии или, как тогда это называлось, производства ЭВМ или УВМ. В 2006 умер...
Многие из приведенных в рубрике предприятий можно было спасти даже еще в 2005–2009 гг. Несомненно, если бы газонефтяные сверхприбыли, вместо их стерилизации в Стабфонде, вкладывали в погибающие высокотехнологичные предприятия, как это неоднократно предлагала «ЭФГ» в 1997–2011 гг., может быть, и предприятия бы выжили, и кризис 2008–2009 гг. не ударил бы по российской экономике так больно.



Оренбургский аппаратный завод (1943–2009)

Оренбургский аппаратный завод был одним из крупнейших предприятий Оренбурга. Он производил специальную радиоэлектронику для нужд обороны, а также бытовую электронику, например радиоприемник «Колос» (начало выпуска – 1977 г.), обладавшую передовыми для своего времени техническими характеристиками.
В 1998 году помещения и часть территории завода были переданы местному университету, а в 2009 году завод был окончательно ликвидирован. На его площадях сейчас располагается бизнес-инкубатор.


Хабаровский завод «ЕВГО» (2000–2009)

Один из очень немногих российских заводов, построенных уже в постсоветское время. Сама компания была образована в 1992 году. Завод «ЕВГО» прекратил производство в 2009 году.



Ульяновский радиоламповый завод (1959–2003)

Производил высокотехнологичную продукцию для оборонных нужд, в том числе для боевых, медицинских и гражданских лазеров. Из продукции гражданского назначения – радиоприемники «Риф» и «Утес».
Цеха разгромленного предприятия превращены в торговые павильоны и отданы на откуп коммерсантам.


Завод им. Козицкого, Санкт-Петербург (1853)

Завод им. Козицкого – один из старейших в России. Основан в 1853 году как главные телеграфные мастерские немецкой фирмы «Сименс и Гальске», с 1881 г. – завод акционерного общества «Сименс и Гальске».
В 1974 году завод преобразован в ЛПТО имени Козицкого, затем в ПО «Радуга», потом в ЗАО «Завод имени Козицкого» и, наконец, в ПКГ «Радуга». Но наступили 90-е, СССР распался, и, как большинство промышленных предприятий.
Источник: http://groteck.ru/news/49730

Комментарий «ЭФГ»: Завод им. Козицкого пока, слава богу, продолжает существовать, и его еще не постигла судьба московского «Рубина» (см. «ЭФГ» № 29/2011), хотя, как мы видим, в основном производит пеноупаковку, тару для «Кока-Колы» и фрезерно-токарные работы.


Сибэлектросталь, Красноярск (1952–2008)

В прошлом – один из наиболее современных и высокотехнологичных металлургических комбинатов страны. В 2008 году был уничтожен де-факто, на предприятии к этому моменту оставалось 18 сотрудников.



ОРЕНБУРГСКИЙ КОМБИНАТ ШЕЛКОВЫХ ТКАНЕЙ «ОРЕНБУРГСКИЙ ТЕКСТИЛЬ» (1972–2004)

Один из мега-проектов советского периода в легкой промышленности. Комбинат введен в действие в 1972 году.
В 1998 г. производство было остановлено.


ЛЬНООБЪЕДИНЕНИЕ им. И.Д. ЗВОРЫКИНА, Кострома (1939–2011)

Одно из крупнейших льняных предприятий России. В 1930 году Советом народных комиссаров было принято постановление о строительстве льнокомбината в городе Костроме.


«В июне 2011 года в Костроме официально объявлено банкротом льнообъединение имени Зворыкина.

Источник: http://kostroma.com/news/3796

КАМЫШИНСКИЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ ИМЕНИ КОСЫГИНА, Волгоградская область (1955–201?)

Камышинский хлопчатобумажный комбинат им. Алексея Косыгина – гордость советской легкой промышленности, ставший в середине XX века самым крупным текстильным предприятием Европы.

«...в феврале 2009 года альянс «Русский текстиль» (компания появилась в 1999 году, выросла из обычной небольшой фирмы по импорту хлопка, скупила крупнейшие текстильные предприятия в России, такие как Тейковский и КХБК, и к середине 0-х годов нынешнего столетия стала крупнейшим в России производителем хлопчатобумажных тканей) объявил о собственной ликвидации».
Источник: http://www.rbcdaily.ru/2009/06/29/market/420862



ТРЁХГОРНАЯ МАНУФАКТУРА, Москва (1799–201?)

ОАО «Трёхгорная мануфактура» (до 1936 года – Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, с 1936 по 1992 год – «Трёхгорная мануфактура» им. Ф.Э. Дзержинского) – старейшее московское текстильное предприятие, основанное в конце XVIII века. Было расположено между улицами Родчельская, 1905 года и Краснопресненской набережной.

«Как известно, структуры Олега Дерипаски приобрели треть акций предприятия в 2006 г. при условии сохранения и развития уникального российского производства. Фабрика хорошо пережила 1990-е: бренд "Трёхгорка" был популярен, отличное швейцарское оборудование позволяло делать отличную ткань, а коллектив художников, дизайнеров и технологов, где были и опытные кадры, и молодежь, блестяще обеспечивал привлекательность этой ткани.
Причем сам муж Юмашевой заявлял, что эти 14 га у Белого дома для него – сущая пыль, а хочет он просто поднять российский текстиль...
Именно под нытье про спасение российского производства в 2008 г. структуры Дерипаски получили огромную государственную помощь, спасшую Олега margin call Владимировича от заслуженного банкротства.
Затем ситуация изменилась – в Москве новый мэр, да и вообще – какое на фиг производство, тут надо быстро денег заработать. В общем, в рамках «развития» был привлечен десант юристов и менеджеров из провинции, главной задачей которых, видимо, стало уволить всех. Начали с художников и технологов – предлагали писать по собственному желанию, "иначе всё равно по статье уволим". Затем пришел черед оборудования – уникальные станки фирмы Rieter, которые всё время хотели выкупить пакистанские, индийские и узбекские текстильные группы, решили просто быстро демонтировать, а всем прядильщицам выдали уведомления об увольнении.
Ликвидация прядилки – это конец Трёхгорки, она будет пригодна лишь для упаковки дешевой китайской ткани в русские коробки с гордой надписью. Сейчас там уже открылся гламурнейший бассейн с фитнес-клубом и функционирует другой ценнейший объект – офис «знатной ткачихи» Полины Валентиновны Дерипаски-Юмашевой.
Источник: http://spasem-3hgorku.livejournal.com/268.html
от 24 мая 2011 года


Дальневосточный радиозавод, Комсомольск-на-Амуре (1993–2009)

ДРЗ «Авест» – было одним из наиболее современных предприятий радиоэлектронной отрасли в России. Создано в 1993 году на Комсомольском-на-Амуре авиастроительном производственном объединении (КнААПО), на базе цеха по производству прицельных радиолокационных комплексов в рамках конверсионной программы. С 1996 года завод выпускал бытовую технику под брендом «Авест». В 2003 году, после приватизации КнААПО, ДРЗ был выведен в самостоятельный актив, имеющий стопроцентную «дочку» – ОАО «Производственно-торговая компания «Авест» (г. Хабаровск). Стал одним из крупнейших радиоэлектронных предприятий на востоке России. Однако в конце марта 2006 года завод был признан находящимся на грани банкротства, и вскоре на нем было введено внешнее управление. В начале 2006 года прокуратура Комсомольска-на-Амуре возбудила в отношении руководства предприятия два уголовных дела.
В 2007 году завод сменил собственника, а в 2009 вошел в процедуру банкротства.



Велозавод, Йошкар-Ола (1950–2006)

Возник как дочернее предприятие крупного оборонного предприятия – Йошкар-Олинского механического завода. Выпускал популярные в СССР велосипеды под марками «Салют» и «Альтаир». В лучшие годы выпуск доходил до 800–900 тысяч в год. Был признан банкротом еще в 2001–2002 годах и прекратил свое существование в 2005–2006 годах, хотя, возможно, де-юре продолжает свое существование в виде какого-нибудь ОАО или ЗАО.



Велозавод, Нижний Новгород (1940–2007)

«История Нижегородского велозавода достаточно показательна. Он строился в 1940 году как цех Горьковского автозавода по выпуску ширпотреба, в частности педальных детских автомобильчиков. Но началась война, и завод стал выпускать мины. Потом предприятие еще не раз меняло профиль. С 1956 по 1996 год единственной продукцией завода был велосипед "Школьник", претерпевший за 40 лет всего лишь одну модернизацию – в 1979 году. До 2002 года велозавод в Нижнем Новгороде производил велосипеды «Школьник».
ОАО "Велозавод" с октября 2004 г. фактически не ведет производственную деятельность. Сейчас на предприятии работает 35 человек».
Предприятие фактически прекратило свое существование уже в 2007 году.

Пермский «Велозавод» (1939–2006)

В любом подарочном издании, посвященном Западному Уралу, можно найти фразу о том, что Пермь – велосипедная столица России. Велосипед "Кама" пермского производства давно стал одним из самых популярных и любимых видов транспорта на просторах бывшего СССР. Судьба предприятия была предрешена, и в 2005–2006 гг. Пермский велозавод, носивший к этому времени название «ОАО «Велта», прекратил свое существование.

Пролетарский завод, С.-Петербург (1826–201?)

ОАО "Пролетарский завод" – одно из старейших машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга. В начале 2011 года основной реальный владелец предприятия – банкир Александр Гительсон до сих пор разыскивается по делу о выводе средств из своих банков.



БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД (1856–2011)

Продолжается странная история с затянувшимся банкротством одного из самых знаковых предприятий в российском судостроении – Балтийского завода.
В начале декабря 2011 года Путин посетил завод и заявил, что его надо спасать… путем банкротства, а все имеющиеся контракты передать вновь созданному предприятию «Балтийский завод – судостроение».
Иными словами, именно глава правительства посоветовал применить в данном случае ту «серую схему» ухода от кредиторов, которая довольно распространена в бизнесе: когда все долги остаются в предприятии-банкроте, а все активы – во вновь созданном предприятии.
И так далее?
На наш взгляд, гораздо правильнее было бы, если бы государство в лице Путина не занималось сомнительной возней и запутыванием кредиторов, а попросту выплатило бы 10 миллиардов рублевого долга за Балтийский завод. Это недешево, но это всего 300 миллионов долларов, и это не очень большая цена за спасение флагмана отечественного судостроения.
Но российский премьер редко утруждает себя нравственной рефлексией или размышлениями о репутации «спасаемого» им предприятия, считая, что всё, что он делает, – хорошо и законно, а все проблемы можно решить волевым усилием.
Безусловно, премьер-министр России В.В. Путин волен бескорыстно спасать своих приятелей-олигархов и их имущество любым возможным способом, в том числе спасая от необходимости платить кредиторам.
Что касается Балтийского завода (а в перспективе, видимо, и «Северной верфи»), то, как показывает новейшая отечественная история, предприятия, «спасаемые» таким образом, очень редко остаются на плаву. Подтверждений тому несть числа: от «Рубина» и Саратовского авиазавода до «Трёхгорки» и завода «Динамо».



P.S. В данной рубрике мы считаем целесообразным сконцентрироваться на судьбах наиболее крупных и высокотехнологичных предприятий, тех самых, которые должны были обеспечить прорыв страны в будущее и о которых столько пафосных слов с придыханиями и проникновенным закатыванием глаз произнесли и продолжают произносить высшие должностные лица России…
При этом по преимуществу тех предприятий, которые закончили свое существование (правильнее сказать, были уничтожены в результате ошибочной экономической политики) в последние годы, то есть в 2001–2011 гг.
Мы считаем эти два уточнения принципиально важными для объективного и всестороннего анализа искренности слов и эффективности действий нынешней власти, которая виртуально с экранов ТВ горой стоит на защите отечественных высоких технологий. Дела же, увы, таковы каковы.
Многие из приведенных в рубрике предприятий можно было спасти еще в 2005–2009 гг., некоторые можно спасти даже сейчас. Несомненно, если бы вместо стерилизации газонефтяных сверхприбылей в Стабфонде их вкладывали в погибающие высокотехнологичные предприятия, если бы ставки по кредитам были принудительно снижены до 5–6 процентов, как это неоднократно предлагала «ЭФГ» в 1997–2011 гг., и предприятия выжили бы, и кризис 2008–2009 гг. не ударил бы по российской экономике так больно.

При подготовке публикации, помимо процитированных источников, использованы также официальные сайты указанных выше предприятий, а также ресурсы электронных энциклопедий.
Военное обозрение.

Как Вы считаете: способно ли правительство В.В. Путина вывести страну из экономической депрессии?

Голосование завершено

Источник →

Ключевые слова: Акустические системы
Опубликовал Валерий Бородько , 12.08.2017 в 16:06

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Валерий Бородько
Валерий Бородько 12 августа, в 18:23 В технические вузы кто сегодня идет? Судить по баллам ЕГЭ поступающих — сплошь ленивцы-троечники, которым больше некуда податься. Это они-то будут выводить боевые ракеты на гиперзвук?! Это они, вот эти троечники-ленивцы будут созидать станки пятого, да нет, уже шестого поколения?! Это они смогут конкурировать с «Фордом», «Volvo», «Мицубиси»?! Если верить опросу руководителей предприятий, проведенному «Левада-центром», в стране опасно падает качество выпускников вузов. Как заявило более половины опрошенных директоров, ухудшение уровня подготовки молодых специалистов особенно касается выпускников технических вузов. Молодые инженеры зачастую просто не могут понять то, что делали их советские коллеги 1980-х годов. Налицо явное оскудение человеческого капитала в Российской Федерации. Текст скрыт развернуть
0
Валерий Бородько
Валерий Бородько 12 августа, в 18:26 Всмотритесь пристальнее в реальности сегодняшнего дня, когда мы практически уже все потеряли. Официальная цифра: 95 процентов российского крупного производства находится в руках иностранного капитала. У нас уже нет ни легкой, ни тяжелой промышленности, нет ни авиапрома, ни автопрома, ни станкостроения. Ездим на чужеземных машинах. Летаем на чужеземных бортах. Одеваемся в чужеродное барахло. Едим чужеродные продукты. Чеснок с морковью из Израиля завозим! А все свое распродаем. Нефть, газ, металл, электроэнергию... Текст скрыт развернуть
0
андрей казаков
андрей казаков 13 августа, в 19:49 где у человека дом-там и РОДИНА! А у большинства чиновников-депутатов-министров и т.д. вкл.артистов -певцов жильё вкл.движимое и недвижимое за бугром))) о каком патриотизме к РОДИНЕ может идти разговор)))) при их "сколмных" з/п ))) дома в десятки -а то и сотни мультов $ . машинв представительского класса ну и так по "мелочам-яхты/катера + всякие побрякушки на ))))"десятки -а то и сотни мультов $.
Странная какая то любовь/патриотизм у них))) Вот когда за "жопу" будут брать с конфискацией наворованного ! у всей родни. (если честно заработал то браво!) а так одни слова и бардак.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook

Последние комментарии

Ольга Аристова
Михаил Фомичёв
Сергей Ходак
Voland 3D

Поиск по блогу

Люди

67696 пользователям нравится сайт myhistori.ru