Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Читать

Как побег из плена на самолете летчика Девятаева изменил ход войны

развернуть
Сегодня исполняется ровно 69 лет, как обычный советский летчик Михаил Девятаев совершил невероятное и стал, по сути, одним из ключевых факторов победы в Великой Отечественной Войне. Находясь в плену, он угнал секретный фашистский бомбардировщик вместе с системой управления для первой в мире крылатой ракеты Фау. Этими ракетами Вермахт планировал дистанционно уничтожить Лондон и Нью-Йорк, а затем стереть с лица земли Москву. Но пленник Девятаев оказался способен в одиночку помешать этому плану сбыться.
  • Исход Второй мировой войны, возможно, был бы совершенно другим, если бы не героизм и отчаянное мужество одного мордвинца1 по имени Михаил Девятаев, который попал в плен и оказался среди тех немногих, кто выдержал нечеловеческие условия фашистского концлагеря. 8 февраля 1945 года он вместе с девятью другими советскими пленными угнал новейший бомбардировщик Хейнкель-1111 с интегрированной системой радиоуправления и целеуказания от секретной крылатой ракеты большой дальности Фау-2 на борту. Это была первая баллистическая крылатая ракета в мире, которая была способна с вероятностью, близкой к 100%, достигать цели на расстоянии до 1500 км и уничтожать целы города. Первой целью был намечен Лондон.

  • В Балтийском море на линии к северу от Берлина есть островок Узедом. На западной его оконечности располагалась секретная база Пенемюнде. Ее называли "заповедником Геринга". Тут испытывались новейшие самолеты и тут же располагался секретный ракетный центр, возглавляемый Вернером фон Брауном. С десяти стартовых площадок, расположенных вдоль побережья, ночами, оставляя огненные языки, уходили в небо "Фау-2". Этим оружием фашисты надеялись дотянуться аж до Нью-Йорка. Но весной 45-го им важно было терроризировать более близкую точку - Лондон. Однако серийная "Фау-1" пролетала всего лишь 325 километров. С потерей стартовой базы на западе крылатую ракету стали запускать с Пенемюнде. Отсюда до Лондона более тысячи километров. Ракету поднимали на самолете и запускали уже над морем.

  • Авиационное подразделение, осуществлявшее испытания новейшей техники, возглавлял тридцатитрехлетний ас Карл Хайнц Грауденц. За его плечами было много военных заслуг, отмеченных гитлеровскими наградами. Десятки "Хейнкелей", "Юнкерсов", "Мессершмиттов" сверхсекретного подразделения участвовали в лихорадочной работе на Пенемюнде. В испытаниях участвовал сам Грауденц. Он летал на "Хейнкеле-111", имевшем вензель "Г. А." - "Густав Антон". База тщательно охранялась истребителями и зенитками ПВО, а также службой СС.
    8 февраля 1945 года был обычным, напряженным днем. Обер-лейтенант Грауденц, наскоро пообедав в столовой, приводил в порядок в своем кабинете полетные документы. Внезапно зазвонил телефон: Кто это у тебя взлетел, как ворона? - услышал Грауденц грубоватый голос начальника ПВО. - У меня никто не взлетал... - Не взлетал... Я сам видел в бинокль - взлетел кое-как "Густав Антон". - Заведите себе другой бинокль, посильнее, - вспылил Грауденц. - Мой "Густав Антон" стоит с зачехленными моторами. Взлететь на нем могу только я. Может быть, самолеты у нас летают уже без пилотов? - Вы поглядите-ка лучше, на месте ли "Густав Антон"...

  • Обер-лейтенант Грауденц прыгнул в автомобиль и через две минуты был на стоянке своего самолета. Чехлы от моторов и тележка с аккумуляторами - это все, что увидел оцепеневший ас. "Поднять истребители! Поднять все, что можно! Догнать и сбить!"... Через час самолеты вернулись ни с чем.
    С дрожью в желудке Грауденц пошел к телефону доложить в Берлин о случившемся. Геринг, узнав о ЧП на секретнейшей базе, топал ногами - "виновных повесить!". 13 февраля Геринг и Борман прилетели на Пенемюнде... Голова Карла Хайнца Грауденца уцелела. Возможно, вспомнили о прежних заслугах аса, но, скорее всего, ярость Геринга была смягчена спасительной ложью: "Самолет догнали над морем и сбили". Кто угнал самолет? Первое, что приходило на ум Грауденцу, "том-ми"... Англичан беспокоила база, с которой летали "Фау". Наверное, их агент. Но в капонире - земляном укрытии для самолетов, близ которого находился угнанный "Хейнкель", нашли убитым охранника группы военнопленных. Они в тот день засыпали воронки от бомб. Срочное построение в лагере сразу же показало: десяти узников не хватает. Все они были русскими. А через день служба СС доложила: один из бежавших вовсе не учитель Григорий Никитенко, а летчик Михаил Девятаев.

  • Михаил приземлился в Польше за линией фронта, добрался до командования, передал самолет с секретным оборудованием, доложил обо всем увиденном в немецком плену и, таким образом, предопределил судьбу секретной ракетной программы Рейха и ход всей войны. До 2001 года Михаил Петрович не имел права рассказать даже о том, что к званию Героя Советского Союза его представил конструктор советских ракет С.П. Королев. И что его побег с ракетной базы Пенемюнде 8 февраля 1945 г. позволил советскому командованию узнать точные координаты стартовых площадок ФАУ-2 и разбомбить не только их, но и подземные цеха по производству «грязной» урановой бомбы. Это была последняя надежда Гитлера на продолжение Второй мировой войны до полного уничтожения всей цивилизации. Летчик рассказал: «Аэропорт на острове был ложный. На нём выставили фанерные макеты. Американцы и англичане бомбили их. Когда я прилетел и рассказал об этом генерал-лейтенанту 61-й армии Белову, он ахнул и схватился за голову! Я объяснил, что надо пролететь 200 м от берега моря, где в лесу скрыт настоящий аэродром. Его закрывали деревья на специальных передвижных колясках. Вот почему его не могли обнаружить. А ведь на нём было около 3,5 тыс. немцев и 13 установок «Фау-1» и «Фау-2».

  • Главное же в этой истории не сам факт, что с особо охраняемой секретной базы фашистов изможденные советские пленные из концлагеря угнали военный новейший самолет и достигли «своих», чтобы спастись самим и доложить все что удалось увидеть у врага. Главным был факт, что угнанный самолет Не-111 был… пультом управления ракетой ФАУ-2 – разработанной в Германии первой в мире крылатой ракеты дальнего радиуса действия. Михаил Петрович в своей книге «Побег из ада» публикует воспоминания очевидца побега Курта Шанпа, который в тот день был одним из часовых на базе Пенемюнде: «Был подготовлен последний пробный старт V-2 («Фау-2»)… В это время совсем неожиданно с западного аэродрома поднялся какой-то самолёт… Когда он оказался уже над морем, с рампы поднялся ракетный снаряд V-2. …в самолёте, который был предоставлен в распоряжение доктора Штейнгофа, бежали русские военнопленные».

  • Девятаев потом рассказал: «На самолете был радиоприёмник, чтобы задавать курс ракете «Фау-2». Самолёт летел сверху и по радиосвязи направлял ракету. У нас тогда ничего подобного не было. Я, пытаясь взлететь, случайно нажал кнопку старта ракеты. Потому она и полетела в море».


Ключевые слова: новости, статья
Опубликовал Игорь Молд , 09.02.2014 в 19:21

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Алексей Плотников
Алексей Плотников Антон 10 февраля 14, в 21:11 Извиняюсь - Вы правы! Текст скрыт развернуть
0
Антон
Антон Алексей Плотников 10 февраля 14, в 21:13 Да ничего, мы же не обязаны все помнить. ) Текст скрыт развернуть
0
Олег Султангораев
Олег Султангораев Алексей Плотников 11 февраля 14, в 14:36 А японцы вроде как до конца войны своих истребителей три года учили. Текст скрыт развернуть
0
Антон
Антон 10 февраля 14, в 21:03 Самое поразительное в этом не то, что Девятаев пригнал пульт управления, а то, что он сделал. Мало того что разобрался в немецкой приборной панели по старой панели подобранной на помойке, но и обессиленный узник, просто скелет поднял тяжелую машину в воздух. Они и в воздухе втроем им управляли. При этом он кажется вообще летчик-истребитель был. Это один из самых геройских поступков и самых отчаянных. Я восхищался им всегда. Текст скрыт развернуть
0
Антон
Антон 10 февраля 14, в 21:11 Мой двоюродный прадед Астахов И.М. тоже инструкторил, потом на фронт там капитан комэск. В том самом полку, который проводил фронтовые испытания Ла-5. Мог улететь когда подбили ведомого Гулия А.А,, но защищал его до конца. Оба погибли. В районе Рудни, под Смоленском. Вот это грустно. Текст скрыт развернуть
0
Алексей Плотников
Алексей Плотников Антон 10 февраля 14, в 21:19 Тактика воздушного боя не предусматривает защиту подбитого (раненного) пилота. Как не печально, но это ФАКТ! Этим за частую и пользовались немцы - расстреливали один самолет, а писали ВСЕМ по сбитому!!!
Опять же - ЧЕСТЬ ИМ И ПАМЯТЬ!
Текст скрыт развернуть
0
Антон
Антон Алексей Плотников 10 февраля 14, в 21:21 Он его прикрывал. Если бы оставил, то его бы расстреляли, там кажется 4 или 8 Фокке-Вульфов было. Правда и так расстреляли. Но он не мог его бросить. Последнего таранил. Текст скрыт развернуть
0
Алексей Плотников
Алексей Плотников Антон 10 февраля 14, в 21:28 Антон! Война - это не работа в офисе! Это очень сложная и опасная РАБОТА! И выполняют эту работу СОЛДАТЫ, какие бы у них не были бы погоны, каких бы родов они не были! А война - это кровь, зто грязь, это вши (как ни странно, но эта гадость появляется даже среди скал, стоит только пролиться капельке крови у раненного), это перекос всех мыслей и понятий... У многих это не проходит никогда... Текст скрыт развернуть
0
Антон
Антон Алексей Плотников 10 февраля 14, в 21:31 Я знаю. Я Антон для интернета :) Иначе достают очень. Мои ученики были на чеченской. Но то что сделали деды это великий подвиг и великая жертва. И даже мне это тяжело понять. Сейчас я встречаю немцев, живу от них недалеко, а все равно не могу забыть что они сделали. Текст скрыт развернуть
0
Антон
Антон Алексей Плотников 10 февраля 14, в 21:27 Честь и Память... всем кто это смог! Вот что мне напомнило о том что сделали деды: молодец этот парень Баженов Текст скрыт развернуть
0
4 Татьяна
4 Татьяна 11 февраля 14, в 10:35 Спасибо! Чаще рассказывайте о героях. А еще я очень прошу показать сериал К. Симонова "Солдатские мемуары". Текст скрыт развернуть
0
Лев Добрый
Лев Добрый 12 февраля 14, в 11:30 Тема igor m Михаил Девятаев "Побег из ада", а обсуждение идет вокруг Покрышкина и других героев. Текст скрыт развернуть
0
Алексей Плотников
Алексей Плотников Лев Добрый 15 февраля 14, в 10:26 Других героев не бывает! Войну побеждали ВСЕ!!! И бабка Глаша из Мухосранска, и Александр Матросов, и Ванька Неизвестный! Текст скрыт развернуть
0
Лев Добрый
Лев Добрый Алексей Плотников 15 февраля 14, в 12:33 ДА УЖ! Текст скрыт развернуть
0
Михаил Барыбин
Михаил Барыбин 12 февраля 14, в 22:33 Это поисстени героический поступок Текст скрыт развернуть
0
Михаил Барыбин
Михаил Барыбин 12 февраля 14, в 22:35 Это грандиозный героический поступок Текст скрыт развернуть
0
Алексей Белоусов
Алексей Белоусов 14 февраля 14, в 22:48 Да были люди в войну, не то что ныне- приезжают какие -то чурки и чуть не устанавливают свой чуркинизм в России. Таких сейчас русских надо как Девятаев М.П
Они бы этим чуркам показали, где их законное место...
Текст скрыт развернуть
-1
vadim
vadim 17 февраля 14, в 22:33 Судьба М. П. Девятаева
Девятаев в 1945 году находился на территории Польши и Германии, занятой советскими войсками, подвергался допросам и проверкам (по некоторым данным, он был на некоторое время помещён в фильтрационный лагерь в Польше, находившийся под контролем советских войск). В сентябре 1945 года С. П. Королёв, работавший под псевдонимом «Сергеев», вызвал его на остров Узедом и привлёк для консультаций. В конце 1945 года Девятаев был уволен в запас (по некоторым данным, он непродолжительное время находился на территории колонии-поселения в Псковской области) и долгое время, как бывший военнопленный, испытывал затруднения с поиском работы. В 1946 году (по другим данным — в начале 1950-х) он вернулся в Казань но смог устроиться на работу в Казанском речном порту только грузчиком, несмотря на то, что имел квалификацию Капитана, полученную до войны. В некоторых публикациях содержатся сведения о том, что Девятаев был осуждён за «измену Родине» и отправлен в лагеря, но через 9 лет попал под амнистию. Через 12 лет после событий, 15 августа 1957 года по инициативе С. П. Королёва Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза (по некотором сведениям, награда была вручена за вклад в советское ракетостроение), а другие участники побега награждены орденами (в том числе посмертно). Вскоре после награждения Девятаеву были поручены испытания «Ракеты» — одного из первых советских судов на подводных крыльях; он долгие годы работал капитаном речных судов, и стал первым капитаном теплохода «Метеор». Практически до конца жизни активно участвовал в общественной жизни, делился воспоминаниями, неоднократно посещал остров Узедом и встречался с другими участниками событий, издал две автобиографические книги о событиях — «Побег из ада» и «Полёт к солнцу».
Текст скрыт развернуть
0
Андрей_ Ни_скажу
Андрей_ Ни_скажу 19 февраля 14, в 16:01 А нам 69 лет ВПАРИВАЛИ историю про "простой" пусть и героический побег из фашистского плена.
И все это освящали гнилым грифом секретности из-за спятивших на почве секретности российских спеццслужб.
Герою Девятаеву так и не дали в полной мере при жизни того, что он заслужил. Спасибо Королеву - великий человек был.
Текст скрыт развернуть
0
mars_z Супрунов
mars_z Супрунов 19 февраля 14, в 21:18 Уважаемые спорщики, прекратите бодаться!!! Это ни к чему не приведет, только испортите себе и другим настроение, а самое главное не трогайте память НАШИХ ГЕРОЕВ ОТДАВШИХ ЖИЗНЬ ЗА НАС С ВАМИ И ВЕРНУВШИХСЯ С ПОЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ!!! Прошу Вас всех. На войне все были герои, они защищали своих и наших отцов и матерей , братьев и сестер!!! Не надо повторять искаженные подвиги и дела наших воинов!!! Это не делает чести никому из нас, а особенно "историкам перевертышам", которые родились после войны, стремятся заработать себе авторитет на лжи!!! Нужно всех героев уважать, помнить их подвиги, доносить своим детям о них, воспитывать у молодежи уважение и почитание их подвигов этих ГЕРОЕВ, потому что если мы забудем о них, забудут о нас. Помните об этом!!! А кто и сколько сбил и на каком самолете не имеет большого значения. Даже если сбил хотя-бы один самолет врага, это уже подвиг. А пехотинец прошагал своими ногами от Москвы до Берлина тоже Герой!!! А связист, за всю войну не убивший ни одного солдата противника, он разве не Герой? Поэтому прошу не спорте, каждый военнослужащий, воевавший в ВОВ -Герой, за исключеним тех кто предавал своих друзей, товарище . Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 103
Комментарии Facebook
Читать

Поиск по блогу

Люди

67363 пользователям нравится сайт myhistori.ru