Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Блог
Расстрел царской семьи, или кто на самом деле убил царя?
Игорь Молд 16 июл, 13:58
-2 46
Сын Сталина - простой релейщик кабельных сетей
Игорь Молд 14 июл, 18:34
+24 23
Читать

Фургоны для перевозки хлебобулочных изделий в СССР

развернуть

Никто не станет спорить, что хлеб занимает особое место в нашем рационе питания. Грузовые перевозки хлеба и хлебобулочных изделий осуществляются ежедневно. Свежевыпеченная продукция в течение нескольких часов должна дойти до клиента, причем без ущерба для товарного вида. Именно сохранению выпечки в ее аппетитном первозданном виде была подчинена вся эволюция специализированных транспортных средств.

Фургоны для перевозки хлебобулочных изделий в СССР СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Решать проблему сохранности хлеба при его перевозке пришлось, отталкиваясь от свойств специфического груза. Практика показала, что идеальной «платформой» для горячей выпечки являются деревянные лотки. При этом размер лотков ограничивается требованиями логистики.
Поскольку на каждом лотке можно разместить только один слой хлебобулочных изделий, следовало позаботиться о том, чтобы между расположенными «по вертикали» лотками оставалось некоторое пространство, т.е. вырисовывалась конструкция «этажерки». Кроме того, хлеб боится сырости, а значит, платформы для его перевозки должны быть крытыми. Но, с другой стороны, горячая выпечка «парит», следовательно, фургон ни в коем случае не может быть герметичным, его грузовой объем должен «дышать».

Хлебный фургон на базе ГАЗ-3

Хлебный фургон на базе ГАЗ-3 СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

К этой единственно возможной архитектуре транспортных средств для перевозки хлеба люди пришли еще в XIX веке. Первые крытые фургоны со стеллажами для деревянных лотков приводились в движение парой лошадей. Участь этих лошадок была незавидна.

Погрузка-разгрузка лотков с хлебом производилась ежедневно по несколько раз в день, поэтому лотки приходилось делать максимально прочными и, как следствие, довольно тяжелыми — вес лотков оказывался больше веса выложенного на них хлеба. Неудивительно, что как только появились первые работоспособные и надежные грузовые автомобильные шасси, их приспособили для перевозки выпечки.

Хлебный фургон на базе ГАЗ-3

Хлебный фургон на базе ГАЗ-3 СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Тем не менее в СССР в 20-х и 30-х годах было не до особенностей перевозки, был бы хлеб. Когда хлеб появлялся (карточная система продажи хлеба продержалась в СССР до 1 января 1935 года), становилось «не до жиру», хорошо, если получалось просто обеспечить доставку хлеба людям любым транспортом, часто при этом жертвуя всеми товарными требованиями. В отсутствие специализированных фургонов буханки просто «навалом» укладывали в ящики, а эти ящики, в свою очередь, грузились в обычные бортовые грузовики и покрывались сверху брезентом.

Лишь в конце 30-х годов, да и то только в крупных городах, появилась техническая и экономическая возможность пересмотреть «формат» перевозки хлеба. Московский союз потребительских обществ (MCПО) организовал при Комбинате реконструкции транспорта специальную группу, в задачи которой входили комплексные исследования «транспорта хлеба».

ЗИС-10 с полуприцепом Наркомпищпрома

ЗИС-10 с полуприцепом Наркомпищпрома СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Возглавлявшие эту группу товарищи Левин и Савелов пришли к вполне закономерным выводам: «...специализация автомобилей имеет не только большое влияние на повышение провозоспособности (за счет сокращения времени на перегрузочные работы), но и на сохранность грузов».

Первой же практической работой Комбината реконструкции транспорта в области организации перевозок хлеба стало создание контейнерной (!) логистической системы. По замыслу разработчиков, этот процесс должен был сводиться к следующему: с сортировочного стола хлебозавода свежие буханки укладываются в единообразные деревянные лотки, которые, в свою очередь, загружаются в специально разработанные стеллажи-контейнеры.

Хлебный фургон на шасси ГАЗ-АА

Хлебный фургон на шасси ГАЗ-АА СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

После взвешивания эти контейнеры при помощи ручною крана-лебедки загружаются в специально приспособленный для этого фургон, который сразу же отправляется по маршруту, охватывающему магазины определенного района.

В магазинах происходит обмен: при помощи стационарного крана-укосины из фургона извлекается необходимое количество контейнеров, которые устанавливаются на погрузочно-разгрузочной площадке (в наше время ее назвали бы «терминалом»), а в фургоны загружаются пустые контейнеры, образовавшиеся после предыдущего завоза. Полные контейнеры на ручной тележке перевозятся в приемочное помещение, откуда уже на лотках хлеб переносится в торговый зал.

Мастерские автобазы мясокомбината им.Микояна освоили производство хлебных фургонов на шасси ГАЗ-АА с автоматической подачей лотков

Мастерские автобазы мясокомбината им.Микояна освоили производство хлебных фургонов на шасси ГАЗ-АА с автоматической подачей лотков СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Однако подобная система до войны так и не была внедрена. Под нее требовалось перестроить весь процесс перевозки хлеба, начиная с хлебопекарен и заканчивая магазинами-булочными. Необходимо было строить пандусы, расширять проходы в подсобках магазинов для прокатывания тележек. Намного проще было освоить производство фургонов-хлебовозов, оборудованных стеллажами под стандартные лотки, разгрузка и выгрузка которых осуществлялись бы вручную, силами грузчиков.

Хлебный фургон с автоматической подачей лотков

Хлебный фургон с автоматической подачей лотков СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

В теории длительность полной загрузки и выгрузки лотков из фургона на шасси ГАЗ-АА должна была составлять 58-60 минут, на шасси ЗиС-5 — 70 минут. На практике, конечно же, процедура занимала больше времени. Главным результатом деятельности Комбината реконструкции транспорта в области организации перевозок выпечки стал «Проект стандарта автомобильного кузова для перевозки печеного хлеба».

Хлебный фургон на шасси раннего ГАЗ-51

Хлебный фургон на шасси раннего ГАЗ-51 СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Деревянные кузова-фургоны по этому проекту до войны стали строить по всей стране, но «успехи» были достаточно скромными. Самая крупная в стране московская автобаза треста «Хлебопечение» в 1935 году располагала только 265-ю специализированными хлебными фургонами, для удобства ремонта и эксплуатации разбитых на две колонны: колонну ГАЗ-АА и колонну АМО-З.

Хлебный фургон на шасси ГАЗ-53А

Хлебный фургон на шасси ГАЗ-53А СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

В глубинке же хлеб развозили на хозяйственных повозках, а зимой — на санях. В 1935 году журнал «За рулем», анализируя зарубежный опыт перевозки свежей выпечки и приводя в пример американскую практику, подчеркивал, что не следует пренебрегать такими, на первый взгляд, архаичными транспортными средствами, как велосипед и конная повозка. При этом уточнялось, что их использование оправдывает себя там, где радиус обслуживания не превышает 15 километров, а маршрут предполагает большое число остановок.

После войны, когда Горьковский автозавод освоил производство нового базового грузовика ГАЗ-51, хлебовозки, конструктивно не отличавшиеся от довоенных фургонов, начали строить на его платформе (как правило, силами различных небольших мастерских, которые имелись практически в каждом городе).

Хлебный фургон на шасси ГАЗ-ММ

Хлебный фургон на шасси ГАЗ-ММ СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Попытки централизации выпуска хлебных фургонов были предприняты в середине 50-х годов. Считалось, что такой фургон помимо специальной конструкции кузова должен иметь привлекательный внешний вид, а таковыми посчитали фургоны автобусного типа, и производство хлебовозов поручили Павловскому автобусному заводу.

ПАЗ-657

ПАЗ-657 СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Унифицированные с автобусами фургоны ПАЗ-657 выпускались в Павлово достаточно в больших количествах, но были слишком дороги и не могли решить проблему обеспечения страны фургонами-хлебовозами.

ПАЗ-657

ПАЗ-657 СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Как следствие, на Горьковском заводе торгового машиностроения в 1957 году был разработан новый фургон КХА-2-57 для перевозки хлеба на шасси ГАЗ-51 А, техническую документацию на который передали сразу нескольким заводам. Со временем этот хлебный фургон стал самым массовым в стране.

При этом во многих регионах сохранились «местечковые» производители хлебных фургонов. Так, Московским кузовным заводом Главмосавготранса выпускались фургоны для перевозки хлеба У-97 на шасси ГАЗ, У-83 и У-125 на шасси УАЗ и У-121 для одноосных прицепов.

Хлебный фургон У-97 на шасси ГАЗ-53А

Хлебный фургон У-97 на шасси ГАЗ-53А СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

Самые необычные хлебовозы ТА-9 выпускались в Эстонии на тартуском заводе. Они имели кузов вагонного типа, за счет чего увеличивался объем грузового отделения без увеличения длины машины.

ТА-9

ТА-9 СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

В начале 1970-х годов в Эстонии была реанимирована идея перевозки хлебобулочных изделий в контейнерах, реализованная совместными усилиями Эстонского республиканского союза потребительских обществ (ЭРСПО) и Тартуского авторемонтного завода №3 на совершенно новом техническом уровне. В 1974 году на авторемонтном заводе был изготовлен опытный фургон А-38 с грузоподъемным задним бортом, который позволял загружать контейнеры в кузов как с рампы, так и с уровня земли.

ТА-9А

ТА-9А СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

С 1975 года на заводе было налажено производство таких фургонов, что позволило качественно изменить годами сохранявшуюся систему перевозки хлеба не только в Эстонии, но и в других республиках. В 80-х годах контейнерная система перевозки хлеба постепенно вытесняла привычную лотковую во многих городах СССР, включая столицу.

Хлебный фургон 22-й автобазы Мосхлебтранса

Хлебный фургон 22-й автобазы Мосхлебтранса СССР, авто, автомобили, автофургон, грузовик, ретро техника, фургон, хлеб
0

Источник: carakoom.com

К сожалению, в 90-х годах произошел резкий откат назад. От контейнерных перевозок практически повсеместно вернулись к лотковой системе перевозки хлеба с ручной погрузкой-разгрузкой, а кое-где даже практиковалась перевозка хлеба в фанерных ящиках. Естественно, это не могло не сказаться на скорости доставки хлеба в торговые точки и на внешнем виде хлебобулочных изделий.

Источник: carakoom.com



Источник: https://fishki.net/auto/2647872-furgony-dlja-perevozki-hlebobulochnyh-izdelij-v-sssr.html © Fishki.net


Ключевые слова: История, новости, статья
Опубликовал Игорь Молд , 11.07.2018 в 20:27

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

Последние комментарии

В.А. qq
Владимир Баранович
Комментарий скрыт
Владимир Баранович Сын Сталина - простой релейщик кабельных сетей
Александр
Александр

Поиск по блогу

Люди

67846 пользователям нравится сайт myhistori.ru