Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Блог
Грубейшие ошибки союзников СССР во Второй мировой войне
Игорь Молд 21 июл, 23:05
+8 9
Ошибки, которых нельзя было избежать летом 1941 года
Игорь Молд 3 июл, 14:08
+12 198
Читать

Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно

развернуть

Сломать и потерять человек может всё. Ядерная бомба — не исключение. Остаётся лишь поражаться тому, что мы все ещё не взлетели на воздух. Вот самые выдающиеся случаи, которые показывают, насколько человек везучее существо.

Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно авария, история, факты, ядерное оружие
Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно авария, история, факты, ядерное оружие

Бомбопады

Подавляющее число ЧП с ядерным оружием лежит на совести американской авиации. И это немудрено, ведь в самые весёлые годы Холодной войны в США было принято проводить тренировочные полёты и дежурства в воздухе с настоящими бомбами. Более того, бомбардировщики просто как «грузовики» перевозили бомбы с места на место.

Так за один лишь 1950 год произошло пять инцидентов! Например, гигант B-36, у которого отказывали двигатели, избавился от бомбы над морем прежде, чем экипаж покинул самолёт. Ещё по два эпизода произошли с B-29 и B-50 (модернизированный B-29). Самый серьёзный прокол вышел с аварийной посадкой в Калифорнии, где от пожара не только рванула обычная взрывчатка в составе бомбы Mk.4, но и погибло 19 человек, включая аж бригадного генерала.

Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно авария, история, факты, ядерное оружие

Хорошо демонстрирует нравы той поры происшествие 10 ноября 1950 года над Канадой. У бомбардировщика B-50, возвращавшегося с ядерной бомбой на борту после тренировочного и совершенно секретного развёртывания в Канаде, начались неполадки с двигателем. Экипаж не нашёл ничего лучше, как взвести бомбу на самоподрыв обычной взрывчатки (плутониевое ядро не было установлено) на высоте 760 метров и скинуть её над речушкой. Сорок пять кило урана удобрили канадскую почву, а обывателям сказали, будто рванула лёгкая учебная бомба. В правде не признавались до 80-х годов.

Американцам бы задуматься: что-то идёт не так; но в дальнейшем в США произойдёт ещё очень много подобных эпизодов.

Вам надо — вы и взрывайте
В середине 50-х годов советские ВВС наконец-то начали получать в большом количестве серийные ядерные бомбы, в том числе и тактические. Из последних особо стоит отметить знаменитую «Татьяну» — РДС-4. Бомбы поступали в обычные части бомбардировщиков Ил-28. У советских авиаторов возникли сомнения — а что, если самолет со снаряжённой бомбой разобьётся при посадке на собственном аэродроме? Не рванёт ли?

Секретные физики ответственно и уверено ответили: не рванёт. Но поскольку физики-то будут далеко от аэродрома и с них не спросишь, настояли на проверке. Летом 1955 года с Ил-28 скинули, имитируя падение самолёта, полностью снаряжённую, но «не взведённую» бомбу. Подождали — взрыва нет. Команда физиков, осторожно приблизившись, осмотрела конструкцию — несмотря на повреждения бомбы, детонаторы уцелели. Однако разрядить и забрать с полигона своё изделие ученые почему-то отказались… В итоге бомба была уничтожена. Согласно одному из источников — расстреляна неуправляемыми ракетами с истребителя-бомбардировщика.

Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно авария, история, факты, ядерное оружие

Для пущей уверенности испытания повторили ещё два раза. В обоих случаях «Таня» показала свою надёжность. Впрочем, у нас к безопасности относились куда серьёзнее и просто так с ядерными бомбами не летали.

Авиакатастрофа наоборот
Ещё один — особый — случай произошёл с американской авиацией на территории Англии в 1956 году. В тот период гордые бритты охотно играли роль непотопляемого авианосца стратегической авиации США у европейских берегов. Было, конечно, у них и ядерное оружие.

Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно авария, история, факты, ядерное оружие

Одной из главных американских авиабаз в Великобритании и тогда, и сейчас является Лейкенхит. Так вот, в тот год дальний бомбардировщик B-47 умудрился взять и упасть прямо на убежище, где хранились сразу три ядерные бомбы типа Mk.6. Начался страшный пожар, всё было в горящем керосине. Взрывчатка в бомбах не сдетонировала лишь чудом. Конечно, настоящего ядерного взрыва не произошло бы, так как бомбы хранились без плутониевого заряда, но экологию на месте они «улучшили» бы неслабо.

Железные рыбы с атомными сердцами

Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно авария, история, факты, ядерное оружие

Наиболее крупные военные катастрофы, связанные с ядерным оружием, происходили, конечно, на подводном флоте. В результате аварий затонуло две американские и пять наших атомных подлодок, кроме того СССР потерял ещё и дизельную субмарину с ядерными ракетами на борту. Но первопроходцами в этом печальном деле оказались американцы, потерявшие в 1963 и 1968 годах по лодке; во втором случае — с ядерными зарядами на торпедах. Самой большой, в плане количества ядерного оружия на борту, стала авария нашего ракетоносца К-219, затонувшего в октябре 1986 года после взрыва одной из ракет прямо в пусковой шахте. Лодка ушла на дно после трёх дней отчаянной борьбы за жизнь уже ночью, в ходе буксировки. К счастью, большая часть экипажа была спасена (погибло восемь человек из 119), но на вечное хранение на атлантическое дно ушло около тридцати боеголовок баллистических ракет и еще две торпеды со спецбоеприпасом.

Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам
Ракетоносцы проекта 667А в исходном варианте несли 16 баллистических ракет Р-27 комплекса Д-5 с моноблочным ядерным зарядом тротиловым эквивалентом в 1 мегатонну. Лодки, модернизированные по проекту 667АУ (в том числе и К-219, прошедшая "апгрейд" в конце 1970-х годов), несли усовершенствованные Р-27У комплекса Д-5У. Эти ракеты отличались несколько большей точностью, и могли нести заряды двух типов: либо все тот же мегатонный моноблок, либо разделяющуюся головную часть рассеивающего типа с тремя блоками по 200 килотонн. Точная комбинация зарядов на борту К-219 в этом походе не публиковалась в открытых источниках, но известно, что на субмарина несла 15 ракет (одна из шахт — номер 5 — была выведена из эксплуатации), и, предположительно, 8 из них были оснащены моноблочными зарядами.


Кроме аварий, закончившихся потерями лодок, было множество проблем и с корабельными реакторами, особенно на первых порах. К сожалению, моряки часто получали значительные дозы радиации, а пожары случались и того чаще.

Впрочем, не всегда происшествия были вызваны проблемами с силовой установкой. Так в 1977 году на ракетоносце К-171 при погрузке в шахту была повреждена ракета Р-29. Топливо и окислитель начали протекать, смешиваясь в гремучий коктейль. В отчаянной попытке избежать пожара и взрыва лодка вышла в бухту базы и погрузилась, затопив шахту. Это не помогло, и после суток борьбы с пожаром ракета всё-таки взорвалась. Кончилось всё не так плохо: храбрецы на слегка подраненной лодке вернулись на базу без потерь, а боеголовку через несколько дней нашли.

Подарок с небес
По последствиям эта авария оказалась хоть и пустяковой, но необычной и к тому же сопровождалась большой шумихой. В 70–80-е годы в СССР было создано настоящее чудо техники — космическая система разведки и целеуказания «Легенда». Состоявшая из множества спутников, она отслеживала передвижение флотов стран НАТО. При этом спутники могли обеспечивать непосредственное целеуказание для тяжёлых противокорабельных ракет. Это чрезвычайно повышало эффективность советских подводников: субмарина всем хороша, но сама выдать точные координаты авианосца на расстоянии сотен километров никак не может.

В состав системы входили пассивные спутники УС–П (следившие за радиосигналами) и активные УС-А. Последние — практически летающие в космосе радары, искавшие корабли. Энергии им требовалось много, вот и засунули в них самые настоящие ядерные реакторы. Время было уже «травоядное», экологичное, так что по окончанию срока службы реакторы выводились на высокую орбиту захоронения. Там они по сей день и болтаются. Кроме парочки…

Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно авария, история, факты, ядерное оружие

В сентябре 1977 года в СССР запустили спутник «Космос-954», который после месяца работы вышел из строя по неясным причинам. В январе следующего года он сошёл с орбиты и навернулся на всё ту же многострадальную Канаду. К счастью, упал он в незаселённом районе. Нам замять историю не удалось: за спутником наблюдали американцы, и ещё до его падения поднялся шум в мировой прессе. Хотя бОльшая часть «Космоса» сгорела, на земле насобирали много радиоактивных обломков. После тяжбы пришлось заплатить за ущерб и дорабатывать следующие спутники. А в 1982 году упал уже «Космос-1402», но там предохранитель подорвал реактор, и уран рассеялся в высоких слоях атмосферы над Индийским океаном. Несмотря на международное давление, пуски УС-А продолжались до 1988 года.

Ключ на старт
Завершим довольно известной, но крайне эпичной историей из США, которую жалко упускать. 19 сентября 1980 года пара техников проводила регламентные работы в шахте тяжёлой МБР «Titan II». Дело было к вечеру, работа, видать, поднадоела, и один техник случайно уронил в шахту насадку гнездового ключа весом в три с половиной килограмма. Она ударилась о первую ступень и пробила обшивку. И в этом, в принципе, нет ничего необычного: из соображений экономии массы, стенки жидкостных ракет (как МБР, так и космических) очень тонки.

Началась утечка топлива. Опустевший за ночь топливный бак, похоже, уже не смог удерживать остальную ракету, и в результате деформации потёк окислитель… Взрыв оказался знатным: крышка шахты массой 740 тонн вылетела как пробка из бутылки шампанского, и боеголовка отправилась в короткий, но яркий полёт. А заряд на «Titan II», между прочим, был самым мощным в американском арсенале — 9 мегатонн! Сделана боеголовка была, к счастью, на совесть, и уцелела. При взрыве погиб лишь один из ракетчиков, который как раз пытался включить вытяжку, и ещё два десятка пострадало.

Мы, конечно, знаем далеко не о всех ЧП с ядерным оружием. Если в России и США есть хоть какая-то открытая информация, то другие члены ядерного клуба скромно помалкивают. Однако, оглядевшись вокруг, можно уверенно сказать: пока что нам очень везёт!



Источник: https://fishki.net/2479297-poterjaty-jadernuju-bombu-legko-i-neodnokratno.html © Fishki.net


Ключевые слова: новости, статья
Опубликовал Игорь Молд , 10.01.2018 в 19:42

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Иван Сидоров
Иван Сидоров 10 января, в 21:45 Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием еще в 1968 году, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф с ядерным оружием между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в котором было уже 32 случая. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами.
В январе 1966 года над испанской деревушкой Паломарес, во время осуществления дозаправки в воздухе, на высоте 9000 метров столкнулись американский бомбардировщик B-52 и самолет-заправщик KC-135. Самолеты мгновенно превратились в один гигантский пылающий шар, а меж тем, на борту B-52 находились четыре водородные бомбы. По непонятной причине, одна из них целой и невредимой упала в поле рядом с деревней. Неядерные предохранители еще двух сдетонировали, и фрагменты бомбы вместе с плутониевой пылью устроили на месте падения небольшой радиоактивный дождик. Четвертая упала недалеко от побережья, но вот где именно? Стоит отметить, что мощность этой потерявшейся бомбы, в 1000 раз превышает мощность той, что сравняла с землей Хиросиму.
Текст скрыт развернуть
2
Иван Сидоров
Иван Сидоров Иван Сидоров 10 января, в 21:46 Подробнее по ссылке https://pikabu.ru/story/poteryannyie_atomnyie_bombyi_2384718 Текст скрыт развернуть
1
Константин Забудаев
Константин Забудаев 10 января, в 22:39 А ещё был случай в 1966 году в Испании в местечке Паломарес. Тогда в результате столкновения бомбера, с четырьмя термоядерными бомбами на борту и самолёта - заправщика взорвались оба самолёта и 3 бомбы упали на землю и одна в море. Тоже шум был. Текст скрыт развернуть
0
Василий Коликов
Василий Коликов 11 января, в 02:16 Базировавшийся на авиабазу Туле (Гренландия) B-52 потерял как минимум, одну водородную бомбу в 1968 году. Текст скрыт развернуть
0
Александр
Александр 11 января, в 11:53 да уж... Везуха
про последний описанный случай, по-моему, янки даже фильмец сняли
не помню, правда, как называется
Текст скрыт развернуть
1
Yvan
Yvan 11 января, в 18:57 В Матрице бывают сбои, но система в целом очень устойчивая. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Комментарии Facebook

Последние комментарии

Александр Миско
Алексей Т.
i.g. g.i.
aboreiko Борейко

Поиск по блогу

Люди

67843 пользователям нравится сайт myhistori.ru