Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Читать

Как в СССР воровали дизайн и технологии

развернуть

117.jpg

Мне всегда смешно, когда поклонники СССР начинают рассказывать о каких-то необычайных технологических мощностях, возможностях и прорывах, которые существовали в СССР — да, действительно, в военной и космической сфере кое-что было, но немалая часть и этих технологий была заимствована у других стран. Что касается автомобилестроения и производства "ширпотреба" — то там такие "заимствования", а часто и прямое воровство дизайна и конструкции существовали сплошь и рядом.


Широко известный хрестоматийный пример такого воровства — советский фотоаппарат "ФЭД", созданный в 1934 году, который буквально "в ноль" содрали с немецкой "Лейки", выпущенной двумя годами ранее. Это лишь единичный случай, маленькая песчинка в длинном ряду автомобилей, утюгов, пылесосов, микрокалькуляторов и электронных игр, дизайн и конструкцию которых в СССР воровали у других стран.

Чем была обсуловлена такая ситуация? Во-первых, СССР признавал далеко не все мировые патенты и считал себя в праве попросту копировать ту или иную технику — "а докажите, что это мы украли, у нас вон цвет радиатора другой!" Во-вторых (это на мой взгляд хорошо иллюстрирует истинную ситуацию в производстве) — в тех сферах, которые не были связаны с космосом и военкой, не велось никаких фундаментальных разработок, не было процесса поиска и отсеивания неудачных моделей — потому что все годы существования СССР его экономика, фактически, работала на военных (позже — на военно-космических) рельсах. Как результат — товары "ширпотреба" было проще украсть либо адаптировать, чем с нуля разработать что-то своё.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о дизайне и технологиях, которые были украдены либо "заимствованы" в СССР.



01. Ford Model A, 1927 год и ГАЗ-А, 1932 год.

Начнем с автомобилей. Ford Model A производился компанией Ford Motor Company с 1927-го по 1931-й год. Конечно, в основном в черном цвете, как больше всего любил Генри Форд. На модели был установлен четырехцилиндровый двигатель объёмом 3,28 литра и развивавший довольно приличную для тех времен мощность в 40 лошадиных сил.

А на снимке справа — ГАЗ-А начал выпускаться в СССР в 1932-м году, что интересно — в отличие от других примеров в данном посте, техническая документация "ГАЗ-А" была официально куплена у Форда, то есть фактически автомобиль производился по лицензии. Это один из немногих случаев, когда в СССР официально купили лицензию на производство.

Как в СССР воровали дизайн и технологии



02. Opel Kadett, 1937 год и Москвич-400, 1946 год.

"Москвич-400" (на фото справа) стали собирать на Заводе малолитражных автомобилей в Москве ("ЗМА"), на котором было установлено оборудование и оснастка, вывезенная с немецкого завода в Рюссельхайме в качестве послевоенных репараций. В СССР лишь немного изменили дизайн автомобиля и сделали вариант в кузове седан. Интересно, знали ли советские граждане историю появления 400-го Москвича? Говорят, что толковой документации на Opel Kadett в СССР не сущетствовало, и поэтому на заводе "ЗМА" пришлось просто разобрать существующие экземпляры Опеля и на их основе фактически "пересобрать" Москвич.

Как в СССР воровали дизайн и технологии



03. Opel Olympia Rekord (справа), 1947 год и Москвич-402, 1956 год (слева).

Ну ладно, первые два случая — это просто выпуск таких же автомобилей под другими названиями (первый куплен по лицензии, второй получен по закону о репарациях), но вот дальше начинаются уже конкретные "заимствования". В 1947 году в послевоенной Западной Германии вновь заработал автомобильный завод в Рюссельхайме, уже на новом оборудовании, который в 1953 году представил новую модел Opel — Opel Olympie Rekord, всего таких автомобилей было выпущено около 58.000 экземпляров. Кузов автомобиля стали делать в ультра-модном в то время понтонном стиле, когда кузов и крылья слились в один силуэт.

А на фото слева — хорошо известный всем вам "Москвич-402", который, скажем так, весьма сильно похож на Opel Rekord — разве что чуть изменили форму боковых крыльев, решетки радиатора, да сделали четырехдверный седан вместо купе. Даже хромированную накладку на заднем крыле оставили, чуть изменив форму. Это уже не объяснишь "одниаковой оснасткой и оборудованием" (как в случае с Opel Kadett и Москвич-400), так как два завода (в Москве и в Западной Германии) в начале 1950-х годов работали независимо друг от друга.


Как в СССР воровали дизайн и технологии



04. Ford Mainline, 1952 год и Волга ГАЗ-21, 1956 год.

Ford Mainline выпускался с 1952 по 1956 год на заводе Ford, имел несколько вариантов отделки салона и был представлен в варианте четырехдверный седан и купе (на фото — вариант купе). Автомобиль позиционировался как машина среднего уровня был создан для американского среднего класса. В 1957 году был заменен моделью Ford Custom.

На фото справа — ГАЗ-21, или же всем хорошо известная "двадцать первая волга", выпускаемая с 1956-го по 1970-й годы. По-моему, дизайн-заимствования очевидны, особенно это касается передней части автомобиля — решетка радиатора и бампер Волги практически 1-в-1 повторяет Ford, и даже "стремительный олень" на капоте сделан по образцу декоративного элемента Форда)

Как в СССР воровали дизайн и технологии


05. Packard Patrician, 1956 год и Чайка, 1959 год.

Как можно увидеть в этом примере, в СССР сдирали дизайн не только малолитражных автомобилей и машин среднего класса, но и вполне себе авто, которые можно отнести к классу высшему. На фото слева — Packard Patrician, выпущенный в 1956 году в модном в те годы "псевдокосмическом" стиле — задние крылья автомобиля напоминают какие-то детали ракеты, и вся машина очень похожа на футуристические авто из книг начала пятидесятых годов — там на таких автомобилях люди приезжали в центр города на космодром, чтобы проводить космонавтов к Марсу или Венере)

На фото справа — Чайка, бывшая в СССР автомобилем генсеков и партийных чиновников высшего звена. Нетрудно заметить, что дизайн очень похож, скопировали даже начертание шрифта, которым написано название модели (можете открыть картинку в новом окне и рассмотреть в большем разрешении).

Как в СССР воровали дизайн и технологии



06. Fiat-125, 1967 год и ВАЗ 2103, 1972 год.

Fiat 125 был представлен в 1967 году и получил модный в то время "ступенчатый" силуэт — в конце шестидесятых такие автомобили смотрелись необычно и очень современно в сравнении с обтекаемыми машинами пятидесятых годов. Автомобиль выпускался в нескольких вариантах, а в Польше (тогдашней ПНР) по лицензии выпускалась версия Polski Fiat 125.

ВАЗ-2103 Жигули был разработан совместно с итальянцами, впрочем как утверждает "Википедия" — внутренности ВАЗ-2103 были настолько сильно перепилены в сравнении с Fiat-125, что представляют собой два по сути разных автомобиля. Может и так, но как по мне — сходство в дизайне очевидно, и разработали его совсем не в СССР, а в Италии. Даже дверные ручки и вентиляционные решетки те же.

Как в СССР воровали дизайн и технологии



07. Chrysler Simca 1307, 1975 год и Москвич-2141, 1986 год.

Chrysler Simca 1307 производили с 1975 по 1986-й год с некторыми изменениями и дополнениями. Аккурат в год съема с производства Крайслера на заводе АЗЛК начинается выпуск Москвич-2141 в кузове хэтчбэк, который весьма сильно напоминал дизайн Крайслера 1307. Москвич 2141, кстати, производился аж до 2002 года.

Как в СССР воровали дизайн и технологии



08. Leica 2, 1932 год и ФЭД, 1934 год.

Ладно, что мы всё про автомобили, давайте посмотрим еще на что-нибудь. Вот, например, Leica-2, выпущенная в Германии в 1932 году, а на фото справа — советский фотоаппарат ФЭД, выпущенный в 1934 году. Это уже не просто копирование дизайна, а практически точная копия "Лейки". Даже дизайн гравированного логотипа чем-то похож.

Кстати, за практически абсолютное сходство этих двух фотоаппаратов советские фотографы по привычке называли советский фотоаппарат "Лейкой".

Как в СССР воровали дизайн и технологии



09. Grundig TK820, 1955 год и Мелодия МГ-56, 1956 год.

Думаю, тут всё очевидно, даже и писать ничего не надо. Содрано практичеси "в ноль", вплоть до расположения клавиш и дизайна ручки для переноски.

Как в СССР воровали дизайн и технологии


10. Sharp Compet CS-30A, 1967 год и Электроника ДД, 1968 год.

Пример из мира счетных машин — два девайса тоже весьма похожи, и судя по расположению и количеству клавиш — имеют аналогичную схематическую структуру. Нельзя не отметить, что корпус у Шарпа более элегантный, его прямо так и хочется поставить на стол)

Как в СССР воровали дизайн и технологии



11. Clem, 1954 год и УЭ-4, 1967 год.

Пример из бытовой техники — один-в-один слизанный дизайн (и явно конструкция) дорожного утюжка для одежды. Нельзя не отметить, что в СССР такая штука появилась аж на 13 лет позже своего западного аналога)

Как в СССР воровали дизайн и технологии


12. Sharp EL-805, 1973 год и Электроника БЗ-04, 1974 год.

А вот ещё пример из мира вычислительной техники — два микрокалькулятора, практически аналогичных. Советский появился на год позже.

Как в СССР воровали дизайн и технологии


13. Casio FX-700P, 1983 год и Электроника МК-85, 1986 год.

Программируемый — или, как его называли в СССР, "инженерный" калькулятор. Casio появился в 1983 году, его советский аналог — в 1986-м. Очевидно, что схему просто содрали "в ноль", точно так же как и дизайн.

Как в СССР воровали дизайн и технологии


14. Nintendo, EGG, 1981 год и "Ну, погоди!", 1984 г.

Последний пример, ранивший меня в самое сердце. Я-то думал, что хоть электронные игры-то в СССР делали свои, но нет — знаменитая "Ну, погоди!", где волк ловит яйца, точь-в-точь скопирована с игрой "Egg" от Nintendo (там кстати тоже волк в качестве главного персонажа), а моя любимая игра моего детства "Тайны океана" один-в-один скопирована с игры Octopus.

Как в СССР воровали дизайн и технологии


Такие дела.


Источник →

Опубликовал Степан Капуста , 06.12.2017 в 23:15

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Евгений Н.
Евгений Н. Виталий Босенко 8 декабря, в 00:36 я не спорю, что были клоны, копии и промышленный шпионаж, но в данном случае Вы правы лишь отчасти. Электроника МК-85 был "клоном" Casio лишь внешне и никто этого не скрывал, даже в тех. литературе об этом есть сноска. Внутренне это абсолютно разные вещи, начиная с того, что FX-700 оснащён 4-разрядным процессором, а МК-85 — 16-разрядным. Какая же это копия, если "мотор" разный? Текст скрыт развернуть
1
Виталий Босенко
Виталий Босенко Евгений Н. 8 декабря, в 20:35 Сейко — более поздняя и продвинутая разработка,был даже телефонный модем. Я не претендую на абсолютную истину. Но на сайте Сейко есть ссылка на наши МК-85/92.
Так же как и Д3-28 — полный клон(даже язык) польской машины( а может и "совместная разработка" в рамках СЭВ).
Текст скрыт развернуть
1
Евгений Н.
Евгений Н. Виталий Босенко 8 декабря, в 21:17 Указание на сайте япов как минимум указывает на сотрудничество, что опять-таки опровергает утверждения афтыря о плагиате. Может, наши патент даже купили на первую модель. Кстати, модемы на базе "Электроники" тоже были, но им не повезло "народиться" в перестройку, когда все промтовары минуя магазины вывозились за рубеж, где менялись на цветастые тряпки и кожаные куртки. поэтому мы с Вами их и не увидели, печалька однако.
Д3-28 поставлялся с четырьмя вариантами "языка" для разных задач, два из которых были написаны нашими разработчиками - Калинкиным и Тужилкиным. Это вновь указывает на то, что опять же было либо сотрудничество в рамках того же СЭВ, либо наша модель не такая уж и копия, а напротив - оригинал.
Вообще, по моему личному мнению, в рамках бывшего соцлагеря не стоит говорить о каком-то шпионаже или плагиате. Скорее всего многое делали совместно или с распределением ролей по способностям, ну, типа болгары (или венгры, не помню) делают самый лучший кетчуп, а у гдр-овцев лучший текстиль и детские коляски, у югославов - лучшие тапки (обувь) и т.д. и т.п.  уверен, что в технике и электронике была подобная ситуация, как с моим примером.
Текст скрыт развернуть
1
Виталий Босенко
Виталий Босенко Евгений Н. 8 декабря, в 21:50 "Создана основе машины 15ВСМ5, которая в свою очередь сделана на базе программируемого калькулятора Wang 700[1]."  --  https://ru.wikipedia.org/wiki/Электроника_Д3-28 !!!
Ну-у-у,про соцлагерь таки ДА! потому что IBM8086 наши немного переделали и потом немцы и болгары клепали "правец" на всю Европу!("правец" — болгарская марка компьютеров)
А монстра в который превращается Д3-28,если к ней присобачить 17" монохром и такого-же размера "типа системник" я юзал почти год на кружке информатики. Как и локалку из 3х распаяных МК-52 и одного "пьяного техасца"(Техас-3 - американский калькулятор с текстовым драйвером на псевдологике,принтером кассового типа и модемом-пищалкой). Не помню как точно называлось пиндосовское чудо,как препад назвал,так я и запомнил(1984год).
Текст скрыт развернуть
1
Виталий Босенко
Виталий Босенко Евгений Н. 8 декабря, в 21:52 модем был на прототипе МК-90/95  https://ru.wikipedia.org/wiki/Электроника_МК-90 Текст скрыт развернуть
0
Евгений Н.
Евгений Н. Виталий Босенко 8 декабря, в 22:24 Тут моя промашка, признаю, что не потрудился покопаться в инете, а пытался быстрее ответить и "за умного проканать". Старею, память подводит, хе-хе (шутка), но за ссылку спасибо. Текст скрыт развернуть
0
Вадим Скоробогатов
Вадим Скоробогатов 7 декабря, в 20:39 А сколько своровали у СССР запад?...Да и многое тет притянуто за уши... Текст скрыт развернуть
5
Сергей Лепехов
Сергей Лепехов 7 декабря, в 20:52 Ну уже и сюда вывалили этот говновброс от иуды Мировича!
Текст скрыт развернуть
4
Малявин Дмитрий
Малявин Дмитрий 7 декабря, в 21:04 Глупая статья. Автомобили действительно были частично скопированы, но и покупались лицензии и даже завод целиком, к сожалению подчас игнорируя наши собственные разработки ХАДИ и НАМИ То что ФЭД скопирован с Лейки, никогда не скрывалось (читайте Макаренко), а в остальном... Да, мы часто копировали иностранные разработки, но это общемировая практика А уж что касается компьютерных игр то подавляющее большинство первых игр являлись нашими. Текст скрыт развернуть
4
Виталий Босенко
Виталий Босенко Малявин Дмитрий 7 декабря, в 23:13 Гы-гы-гы,особенно долбаный тетрис 1985года — единственная в мире игра долгожитель,имеющая кроме "Тетрис Мании" ещё миллионы клонов! А МК-52/61 1985года у меня оба до сих пор работают(правда МК-52 без внешних винчестеров и сетевой платы,да-да,были и такие приколы)! Текст скрыт развернуть
1
Евгений Акименко
Евгений Акименко Виталий Босенко 8 декабря, в 09:54 А "шарики"? Проще некуда. А идея до сих пор используется. Текст скрыт развернуть
1
Виталий Босенко
Виталий Босенко Евгений Акименко 8 декабря, в 20:24 Чё,и шарики тоже совецкие? не знал Текст скрыт развернуть
0
Василий Семечкин
Василий Семечкин 7 декабря, в 21:43 Да ладно, мне 51 год, мои родители купили холодильник "Бирюса", когда мне был 1 год. Он у меня на даче работает, Карл, ты слышишь, он все еще работает, года три назад только уплотнительную резинку на дверке сменили. Мне реально жалко выбросить старичка, это вещь!
И побарабану мне где своровали его дизайн.
Текст скрыт развернуть
3
Григорий Викторов
Григорий Викторов 7 декабря, в 22:20 В 1967 году родители купили холодильник "Бирюса", пока везли его домой на тележке, один из соседей разглядел, что у этого холодильника японский агрегат!!!
Из чего был сделан вывод - проработает 10 лет!!!
Оказался прав, отработал 10 лет день в день (Согласно сервисной книжке)!!!, и был заменён на Советский...
Работает по сей день!!!
Одна беда, где БЫ раздобыть резиновый уплотнитель на дверь...
Сегодня, когда я это пишу - 07.12.2017, итого: 50 лет!!! (даже больше, поскольку купили его в августе).
50 лет!!! из них 10 лет японский агрегат и 40 СОВЕТСКИЙ!!!
В чью пользу счёт???
В 1965 году мои родители купили пылесос "Сатурн"...
Работает до сих пор!!!
Насадки стёрлись - проблема!!!, а он работает, причём с родными щётками эл. двигателя, запасные ещё лежат в пакетике ЗИПа!!!
52 года активной жизни!!!
Может не так много он работал как пылесос (ну как все пылесосы...), а сколько я им самолётов перекрасил, и не только, а также: велосипедов, всякой техники и металлических конструкций!!!
Свою "Таврию" - автомобиль между прочим!!!
КОРОЧЕ ГОВОРЯ МНЕ ПО ПОЯС, И ДАЖЕ НИЖЕ!!! С ЧЕГО СРИСОВАЛИ "дизайН", СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ, ТЫ ДИТЁ ЛИЗИНГА ЗАПАДНОГО АНУСА, ТАКОЙ ЖЕ СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ПРОДУКТ, ВОЗМОЖНО ПРИ РОЖДЕНИИ И ВЫГЛЯДЕЛ КАК ЧЕЛОВЕК, А ВОТ ПО СУТИ: И САМ НИХЕРА НЕ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ, ДА ЕЩЁ СЛАВИШЬ ГНИЛЬЁ - ПОТОМУ ЧТО БЛЕСТИТ (дЕРЬМО СВЕЖЕ ... ТОЖЕ В ЛУЧАХ СОЛНЦА ПОБЛЁСКИВАЕТ).
Текст скрыт развернуть
5
Евгений Шаталов
Евгений Шаталов Григорий Викторов 7 декабря, в 22:22 Согласен полностью! Текст скрыт развернуть
0
Евгений Шаталов
Евгений Шаталов 7 декабря, в 22:21 Да в любое время стиль, форма и др. брендов и не брендов не следует строго осуждать. А что, сейчас есть у товаров любой фирмы особое лицо? Те, что ширпотреб? Вот например авто, что обычный ширпотреб, все на одно лицо и общий стиль времени. Ничего удивительного. Вот поэтому не стоит сильно переживать. Всё всегда было аналогично! Это ведь нормально. А статейка показательно заказная, с желанием показать, что в нашей стране ничего не может быть хорошего. Ну уже задолбали эти либерасты с критикой нашей страны. Пошли нах! Текст скрыт развернуть
1
Григорий Викторов
Григорий Викторов Евгений Шаталов 9 декабря, в 21:06 Хуже того, когда сравнивают лучшие истребители ВОВ, ну или по "еврейски" второй мировой...
То хоть силуэты накладывай...
Просто подошли к ПОРОГУ!!!
Текст скрыт развернуть
1
Виталий Босенко
Виталий Босенко 7 декабря, в 23:08 И таки снова немного брехни! Особенно про Жигуль — первые жигули все были полнодокументными лицензионками,как и лейка(выпускавшаяся в колонии Макаренко).
Про Сейко-Касио не спорю.
А вот то,что больше 60% западных "разработок" они скапитализдили из наших "Моделист-Конструктор","Юный Техник" и прочих свободнораспространяемых СМИ — это таки ДА!
Особенно ВАЗовский "Эльф-2"(1992года),который СитроЁн представила на автосалоне в 2013году как собственный прототип!
Текст скрыт развернуть
3
сергей water
сергей water 8 декабря, в 06:14 Грамотно состряпанная ложь, для любителей "жёлтой прессы".
Технологий с СССР, уплыло на Запад гораздо больше, чем было заимствовано.
Текст скрыт развернуть
4
Александр Зверков
Александр Зверков 12 декабря, в 05:41 Кто долбоёба-школяра к компьютеру подпустил? Куда родители смотрят? Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 65
Комментарии Facebook

Последние комментарии

Павел Михайлов
Wera-Wera Рус
И Бог Вам навстречу, ну или кто-нибудь другой...
Wera-Wera Рус Современные имена, которые ошибочно считаются русскими
Владимир Eвтеев
Мне кретины  неинтересны.
Владимир Eвтеев Современные имена, которые ошибочно считаются русскими
Wera-Wera Рус

Поиск по блогу

Люди

67806 пользователям нравится сайт myhistori.ru