Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Блог
Сын Сталина - простой релейщик кабельных сетей
Игорь Молд 14 июл, 18:34
+20 15
Как Бориска худородный на царство попал. Государев шурин свой шанс не упустил
Игорь Молд 8 июн, 10:56
+8 7
Читать

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодки

развернуть

Делаем советские подлодки тихими! Как обойти санкции, но при этом с размахом наступить? История великого скандала 1980-годов «Toshiba-Kangsberg»…

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодки

Карл Маркс заметил, что нет преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради трёхсот процентов прибыли — даже под страхом виселицы. В Советском Союзе Ленину приписывали ядовитое замечание (точнее, апокриф), будто капиталисты сами продадут веревку, на которой большевики их же и повесят. Страницы этой прекраснейшей истории времен угара Холодной войны послужат отличной иллюстрацией к мыслям великих классиков.

Давай сделаем это по-тихому

Советский Союз отставал от США по уровню шума подлодок. Когда в 1970-е годы началось проектирование атомоходов III поколения (проектов 971, 949, 945, 941), потребовалось радикально снизить акустическую заметность. Мер предприняли много, причём весьма дельных: и резиновые покрытия корпуса, и новые системы амортизации механизмов… Но один источник шума всё портил.
В конце 1970-х годов сотрудник Центра связи ВМС США Джон Уолкер, ключевой советский агент на Западе, передал тревожную информацию. В составе акустических сигнатур, по которым американцы опознают советские лодки, особо выделялся гул винтов. Из-за кавитации при рассечении воды грубо обработанными лопастями образуются пустоты-пузырьки, которые схлопываются и шумят.

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодки
Для снижения шума надо было точить сложные поверхности винтов очень гладко и точно, с минимальными допусками, а это требовало совершенно иного оборудования — многокоординатных металлообрабатывающих центров с автоматическим управлением. Таких СССР не делал, но их выпускали на Западе и в Японии. И, естественно, не продавали коммунистам: работал комитет КоКом (COCOM, Coordinating Committee for Multilateral Export Controls) — система экспортного контроля, которая строго преследовала ввоз деликатных технологий свободного мира в тоталитарный GULAG к пьяным медведям.
В октябре 1979 года в Москве одетые в штатское сотрудники советской фирмы «Техмашимпорт» подошли к японцу Хитори Кумагаи (он же Кадзуо Кумагаи), сотруднику московского филиала торговой компании «Вако Коеки».
Её почему-то регулярно обходят вниманием, а меж тем в истории этой шарашки и скрываются истинные масштабы бессовестной японской мафиозности. «Вако Коеки» создали в начале 1950-х годов. Она была типичной «политической прокладкой» для работы в коммунистическом блоке (сначала в Китае, потом в СССР). За «Вакой» стоял «Марубени» — один из так называемых «сого сёся» (гигантских японских концернов-трейдеров, торгующих всем подряд: от носков и стирального порошка до радиоаппаратуры и станков).
«Техмашимпортовцы» в одинаковых пиджаках вола вертеть не стали. «Скажи нам, Хитори, любимец Аматэрасу, богини-солнца, а нельзя ли как-нибудь купить вот эту железяку?» — и ткнули в каталог компании «Тошиба Машин», прямиком в девятикоординатный металлообрабатывающий центр MBP-110. «Вообще никак нельзя, — весело ответил Кумагаи, — и только поэтому персонально вам, видимо, можно».
Железяки оказались, конечно, те ещё: 220-тонные махины высотой с трёхэтажный дом. На них можно было обрабатывать заготовки до 11 метров в диаметре.
«Ваковцы», почуяв бакшиш, помчались в «Тошибу» и потребовали себе комиссионные за посредничество с «уважаемыми людьми» в Москве. Там согласились, да ещё и подписали на брокерское обслуживание сделки второй «сого сёся» — «Иточу». Ну, чтобы никто не догадался, а то мало ли.

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодкиКроме того в сделку затащили норвежскую госкомпанию «Конгсберг Вапенфабрик» — те должны были поставлять сложные устройства NC2000 с числовым программным управлением (контроллеры для станков).

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодки
В пять контрактов включили: четыре центра MBP110 за 17,4 миллионов долларов (48 миллионов по нынешним ценам), ещё четыре пятикоординатных центра серии MF за 10,72 миллионов долларов, норвежские контроллеры и пять лет сервисного обслуживания, а кроме того — «ваковские» комиссионные.
Нельзя просто так взять и вывезти палевные станки в СССР, поэтому международные аферисты бодро подделали бумаги: написали, что продают на гражданское электротехническое производство в Ленинграде токарно-карусельные станки TDP 70/110 с двумя независимыми осями — а такие через сито КоКом пропускали. Норвежские контроллеры вообще обозвали «запчастями».

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодки

АПЛ проекта 971 бесшумно говорит «спасибо»

Чиновники регулирующих ведомств лихо подмахнули бумаги, не сверяя (почему, кто знает? — да всегда так делаем!), и в декабре 1983 года на территории ленинградского Балтийского завода собрали первые два центра. К концу 1984 года весь комплекс заработал как надо.
Поставки прямые, никакого реэкспорта, всё открытое. Чиновникам показывают один контракт (подложный), а у самих в работе второй — со всеми спецификациями. Специалисты обеих фирм приезжают на наладку оборудования в Союз как на работу, советские инженеры — за консультациями — на заводы «Тошиба». Детства чистые глазёнки.Месть ронина
Так бы, наверное, никто ничего бы и не узнал, если бы не эта самая «Вако Коеки», а точнее — вышеупомянутый гражданин Кумагаи.
Гражданин Кумагаи четыре года как папа Карло мотался туда-сюда, сопровождая сделку века, и уже предвкушал крутые личные ништяки. Но в начале 1985 года он внезапно узнал, что собственное руководство прокинуло его с обещанным повышением по службе, а потом вообще расторгло контракт.
Нет, а что такого, подумаешь — человек 22 года работал по линии нелегального экспорта по всему красному блоку, из них 10 лет непосредственно в Союзе…

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодки
«Я обычный японский бизнесмен, не Рэмбо какой, — вспоминал потом Кумагаи. — Я задрался вести дела в России и просто хотел уйти с этого направления. А они со мной как с прислугой обошлись».
Тогда Кумагаи попробовал договориться «по-плохому»: потребовал жирное выходное пособие, пообещав в противном случае заложить всю воровскую малину в КоКом. Думаете, он что-то получил? Или уже начали понимать, как японцы ведут дела?
В апреле 1985 года Кумагаи выставили на мороз.
Дальше начался форменный Кафка. Кумагаи подал заявление в полицию Токио. Его приняли и… забыли. «Ах, та-ак?!» — взъярился уволенный, и в декабре 1985 года накатал гигантскую телегу в Париж, в штаб-квартиру КоКом, где изложил основные обстоятельства дела (имена, юрлица, даты, спецификации), а заодно приоткрыл глаза на темы, которыми рулил в Союзе.
Бумагу отфутболили в Токио, в их японский Минпромторг. Те позвонили в «Тошиба» и в «Иточу», а дальше было как в анекдоте: «— Вы свою вину признаете? — Нет. — На нет и суда нет». Что? Допросить Кумагаи? Да ну, мало ли каких подмётных листков понапишут…
«Ну, хорошо!» — подумал Кумагаи и пошёл с бумагами в американское посольство. В середине 1986 года в Японию обратились из администрации президента США. «Ну, и?» — кротко поинтересовались из-за океана. «Ничего не знаем,» — с деревянным лицом ответили в Токио. Таких обращений из США было более сорока. На всё пришёл один и тот же ответ: кругом ложь и провокация.
В январе 1987 года Вашингтон зашёл с другой стороны: через Норвегию. Там всё получилось несколько проще: правительство тряхнуло казённый «Конгсберг», нашло бумаги и, поседев от ужаса, заложило весь колхоз американцам. 24 марта замгоссекретаря США Эд Дервинский встретился с японскими дипломатами, выразил им глубочайшую озабоченность и намекнул на тяжесть последствий для двусторонних отношений.

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодки
Что сделали японцы? «Следов не обнаружили», «информацию распространяет менеджер, обиженный увольнением». Тем временем сильно возбудился Пентагон, понявший, что произошло. Ну ещё бы: по оценкам военных, теперь, чтобы вернуть флоту способность слышать советские лодки на прежнем уровне, потребовалось бы ввалить в средства обнаружения 25-30 миллиардов долларов (это 54-65 миллиардов по нынешним ценам), и заняло бы это лет 15‑20.
Оценки были прикидочные, но шум в Конгрессе стоял страшный.

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодкиГосдеп закатил глаза и пошёл к президенту Рейгану. В ответ папа Ронни закатил глаза ещё сильнее. С японцами у него были хорошие отношения, а с их премьером Накасоне так и вообще приятельские. Но 27 марта Рейган объявил о грядущем введении санкций на поставки в США японской электроники.
Только после этого в дело включился премьер Накасоне, и благородные воители в Токио резко перестали тупить. 30 апреля японские силовики провели изъятие документов в головном офисе «Тошиба» и внезапно обнаружили следы аферы со станками. «Доверху завалили две комнаты бумагами по делу», — комментировали они потом.А поутру они проснулись
Результат: в отставку ушли два тошибовских мегатопа — президент всей группы Сугиитиро Ватари и глава совета директоров Сеити Саба, а также несколько руководителей подразделения «Тошиба Машин». Двух зазевавшихся стрелочников посадили. Всего под уголовному делу проходило девять человек, но большинство отмазали.
Что характерно: когда руководитель одного из тошибовских заводов получал в начале 1980-х заказ на MBP-110 для СССР, он обратил внимание руководства на ограничения КоКом. Старшие товарищи из корпорации по-доброму порекомендовали коллеге заткнуться и делать своё дело «как можно быстрее и качественнее».

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодкиСеити Саба (в центре) и Сугиитиро Ватари (справа) на пресс-конференции по случаю своей отставки«Тошиба Машин» запретили торговать с коммунистическими странами на год и наложили штраф в сто миллионов долларов (это двенадцать процентов всех годовых продаж подразделения). «Иточу» отделался трёхмесячным запретом торговать с коммунистами.
Проще всего поступили норвежцы: они перетряхнули группу «Конгсберг», оставили себе чисто военное производство, а всё прочее распродали частникам. Американцы приняли закон «О скотской сущности всех тупящих без команды», по которому ввели трёхлетние санкции на импорт продукции «Тошиба Машин» и «Конгсберг» в США. «Тошиба» перед этим потратила ещё сто миллионов долларов на лоббирование и отмывку своего имиджа в США, но не слишком преуспела: санкции всё равно ввели (хотя грозились сделать их пятилетними и закрыть импорт всех товаров группы, а не только машиностроительной компании).
СССР и Япония сурово обменялись несколькими сериями высланных «по обвинению в шпионаже» дипломатов и торговых представителей. Американцы в 1988 году потратили 113 миллионов долларов на «углублённые разработки в области подводной техники, необходимые в контексте вскрывшегося скандала «Тошиба — Конгсберг».

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодкиРасследования показали, что аналогичными аферами в те годы баловались и другие японские компании (в частности «Коника» и «Олимпус»), а также производители промышленной автоматики и полупроводников. Ситуация среди фирм Франции, Италии и ФРГ была ничуть не лучше. КоКом серьёзно перестроил свою работу, западные страны увеличили уголовные сроки за нарушения экспортного контроля.
Информацию о «драматическом» снижением шумности советских лодок III поколения, построенных во второй половине 1980-х годов и позже, легко можно обнаружить в специальной литературе.

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодкиСравнительный уровень шумов американских и советских подлодок (фото: Polmar N., Moore. K. Cold War Submarines)Хотя лодки всё ещё уступали американским, разрыв в характеристиках существенно сократился. Естественно, дело было не только в винтах, выточенных на контрабандных станках, но и в научно обоснованном комплексе мероприятий по обеспечению малошумности на новых атомоходах.Мораль первая: чужой порок — своя прибыль.
Мораль вторая: не надо экономить на ключевых сотрудниках.
Чуть большее участие в судьбе Кумагаи решило бы проблему и об афере, возможно, никто бы не узнал. Вместо этого получился топовый кейс для учебников: как попасть на большие деньги и дать всему миру бесплатный мастер-класс по божьей росе и новым воротам.Нативная реклама

Как японская жадность помогла СССР создать бесшумные подлодки

http://back-in-ussr.com/2018/07/kak-yaponskaya-zhadnost-pomo...


Ключевые слова: История, новости, статья
Опубликовал Игорь Молд , 06.07.2018 в 13:33

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Игорь Джанти
Игорь Джанти Petr Parinov 7 июля, в 15:27 Всё всегда  не просто , но всегда лучше конструировать и производить самому новые удочки , чем просто ловить рыбу удочкой  купленной у тех ,кто станет производить их  все лучше и лучше.Однажды обнаружится ,что тебе их не продадут, а сам ты уже ничего не произведешь  . Текст скрыт развернуть
1
Рустембек Мусурманкулов
Рустембек Мусурманкулов Petr Parinov 10 июля, в 09:41 Немного информации в Вашу поддержку. С 1985 по декабрь 87 я участвовал в программе создания ВТГР - высокотемпературный газоохлаждаемый реактор для химической промышленности. Занимался исследованием проницаемости ПД - продуктов деления, через оболочки микроТВЭЛ. Результаты были обнадеживающие, но когда привез отчет за 1987 год, то был ошарашен нашим заказчиком. Программа ВТГР, на которую было затрачено более 700 лямов советских рублей, была закрыта. Этому институту, одному из ведущих в разработке и изготовлении ТВЭЛ, сократили финансирование на 70 %, поручив разработать технологические линии по переработке молока. А когда технологи попытались доказать, что они не специалисты в этой области, им сказали просто: вы технологический институт? Вот и работайте. А ведь ВТГР уже функционировал в Японии и Англии, являясь абсолютно взрывобезопасным. Вероятно, некоторое радиационное заражение могло произойти в случае нарушения герметичности активной зоны. Но гарантировано без выброса топлива. Текст скрыт развернуть
3
Ostapkovich Petro
Ostapkovich Petro Petr Parinov 10 июля, в 10:14 "...5 лет пытаются скопировать наши военные авиа-двигатели..." - да какие двигатели??? "Калаши" до сих пор нормально сделать не могут при наличии всей документации... Текст скрыт развернуть
2
Nikolay Stepanov
Nikolay Stepanov 6 июля, в 18:53 Залпом прочитал! Текст скрыт развернуть
5
Viktor hanelis
Viktor hanelis 6 июля, в 19:28 Кто-то ещё будет утверждать что японцы хорошие стратеги? Текст скрыт развернуть
7
Рустембек Мусурманкулов
Рустембек Мусурманкулов Viktor hanelis 6 июля, в 20:39 А что, кто-то утверждал, что японцы хорошие стратеги? Как-то по результатам 2 мировой я не просек. А вот то, что страна с минимумом природных ресурсов смогла стать одним из лидеров мирового производства... Тут сказать нечего. Может, пора России подумать о создании нового Японского федерального округа? Текст скрыт развернуть
7
Валабуев
Валабуев Рустембек Мусурманкулов 7 июля, в 05:11 У России нет хозяина,есть только потребители (нахлебники).А Хозяина загоняют в стойло,и уже долгое время... Текст скрыт развернуть
1
Светлана
Светлана Рустембек Мусурманкулов 7 июля, в 10:23 Япония по внешнему долгу на третьем месте... Текст скрыт развернуть
1
Михаил Ачаев
Михаил Ачаев 6 июля, в 19:28 Помню этот скандал, в Международной панораме освещался продолжительное время. Только фирма называли Тосиба-Кикай, и как обычно говорили: ничо такого не было! Текст скрыт развернуть
6
Владислав Малиновский
Владислав Малиновский 6 июля, в 20:51 Удачная многоходовка и жадность фраера сгубила. Текст скрыт развернуть
3
Владимир Барашкин
Владимир Барашкин 6 июля, в 20:53 Спасибо за материал!!! Спасибо Великой и крошечной Японии!!! Как она всех кинула!!! Во где мозги для управления Великой Россией!!! Текст скрыт развернуть
2
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич 6 июля, в 21:04 ещё в  1970 году в СССР был запатентован абсолютно бесшумный движитель для подводных аппаратов и придумал его школьник 9 класса !  в основе лежал принцип движения изобретённый самой природой  ! волновое движение резиновой оболочки лодки , правда на том уровне технологий скорость передвижения была относительно невысокой Текст скрыт развернуть
7
Alex2005-10
Alex2005-10 6 июля, в 21:28 Хорошо, что в 90-е не попилили Текст скрыт развернуть
1
Олег Угрюмов
Олег Угрюмов 6 июля, в 22:26 интересно а почему американцы контролируют технологический прогресс ...не слишком ли на себя много взяли ...
Текст скрыт развернуть
3
Александр Юсупов
Александр Юсупов Олег Угрюмов 6 июля, в 22:47 От них потребовали их Хозяева. Текст скрыт развернуть
1
Глеб Глебыч
Глеб Глебыч 6 июля, в 22:58 Очень занятно ебать ипошку раком на суппорте станка с ЧПУ...
Текст скрыт развернуть
-1
КОТ БЕГЕМОТ
КОТ БЕГЕМОТ 6 июля, в 23:50 * Текст скрыт развернуть
0
Александр В. Скориков
Александр В. Скориков 7 июля, в 00:12 Помню, в конце семидесятых встречался с представителем Иточи в Москве г-ном Танака по протокольным вопросам (им вечно надо было продление визы). Мужик щебетал на русском лучше меня. Каждая встреча заканчивалась пьянкой у них в офисе на Покровке. То, что он был шпионом, не было ни для кого секретом, но органы рекомендовали нам плотно с ним общаться и внимательно читали наши отчёты. Он мог делать в Москве, что хотел, теперь понятно, почему. Текст скрыт развернуть
6
boris babitskiy
boris babitskiy 7 июля, в 09:12 Движение подлодки "бесшумными" винтами--вчерашний день. Полную бесшумность гарантирует изобретение "Движитель подводной лодки", патент РФ № 2612044. Никаких винтов и приводящих валов. Но быстрее  применят за рубежом, а потом будут продавать России. Се ля ви как говорят французы.
Текст скрыт развернуть
0
Евгений МакЛауд
Евгений МакЛауд 7 июля, в 13:01 Сколько там пентагон на распил получил?? 65 лярдов??))  Вот так дела и делаются)) виноваты япоши и русские, а денежки пилит пентагон. Система равновесия между двух политических систем в действии и если бы не тварь андропов со своим жидовским переворотом и  ублюдками либерастами выращенными в недрах КПСС и институте США-КАнада в питере, так бы система и существовала. Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 26
Комментарии Facebook

Последние комментарии

Владимир Барашкин
Elena Ermakova
Алексенцев Владимир
Владимир Данько

Поиск по блогу

Люди

67847 пользователям нравится сайт myhistori.ru