Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Любители истории»
Вы хотите запомнить сайт «Любители истории»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Читать

Питание в русской деревне конца XIX века

развернуть

Питание в русской деревне конца XIX века

Некоторое время назад большие споры вызвал пост про голод в царской России и про американский флаг на русской тройке.

Давайте продолжим примерно эту тему ...

Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, ещё её называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объём работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи.


Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для её разнообразия воспринимали как баловство.

Известная поговорка «Щи да каша – пища наша» верно отражала обыденное содержание еды жителей деревни. В Орловской губернии повседневную пищу как богатых так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья приправлялись свиным салом или «затолокой» (внутренним свиным жиром), по постным дням – конопляным маслом. В Петровский пост орловские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Праздничная пища отличалась тем, что её лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов.


Питание в русской деревне конца XIX века


Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. По наблюдениям Н.Бржевского, пища крестьян, в количественном и качественном отношении, не удовлетворяла основные потребности организма. «Молоко, коровье масло, творог, мясо, – писал он, –все продукты, богатые белковыми веществами, появляются на крестьянском столе в исключительных случаях – на свадьбах, в престольные праздники. Хроническое недоедание – обычное явление в крестьянской семье».

Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб. В «Статистическом очерке хозяйственного положения крестьян Орловской и Тульской губерний» (1902) М.Кашкаров отмечал, что «пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб – для белого тела». В начале ХХ века в сёлах Тамбовской губернии состав потребляемых хлебов распределялся следующим образом: мука ржаная – 81,2, мука пшеничная – 2,3, крупы – 16,3%.

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из неё варили кашу кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в в 1930-е годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX века в сёлах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи.

Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печёным картофелем, вчерашними остатками. В 9-10 утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня, все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу.


Питание в русской деревне конца XIX века


В условиях отсутствия в крестьянских семьях какого-либо значительного запаса продовольствия, каждый неурожай влёк за собой тяжкие последствия. В голодное время потребление продуктов сельской семьёй сокращалось до минимума. С целью физического выживания в селе резали скот, пускали в пищу семенной материал, распродавали инвентарь. В голодное время крестьяне употребляли в пищу хлеб из гречихи, ячменя или ржаной муки с мякиной. К.Арсеньев после поездки в голодные сёла Моршанского уезда Тамбовской губернии (1892 год) так описывал свои впечатления в «Вестнике Европы»: «Во время голода семьи крестьян Сеничкина и Моргунова кормились щами из негодных листьев серой капусты, сильно приправленных солью. Это вызывало ужасную жажду, дети выпивали массу воды, пухли и умирали».

Периодический голод выработал в русской деревне традицию выживания. Вот зарисовки этой голодной повседневности. «В селе Московское Воронежского уезда в голодные годы (1919-1921 годы) существующие пищевые запреты (не есть голубей, лошадей, зайцев) мало имели значение. Местное население употребляло в пищу мало-мальское подходящее растение, подорожник, не гнушались варить суп из лошадины, ели «сорочину и варанятину». Горячие кушанья делали из картофеля, засыпали тёртой свёклой, поджаренной рожью, добавляли лебеду. В голодные годы не ели хлеба без примесей, в качестве которых употребляли траву, лебеду, мякину, картофельную и свекольную ботву и другие суррогаты.

Но и в благополучные годы недоедание и несбалансированное питание были обыденным явлением. В начале ХХ века по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 Ккал., причём 84,7% из них были растительного происхождения, в том числе 62,9% хлебных и только 15,3% калорий получали с пищей животного происхождения. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла – полфунта.

По данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX века бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда в год. В период 1921-1927 годов растительные продукты в рационе тамбовских крестьян составляли 90 – 95%. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год.


А вот эта информация меня удивила. По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.

Традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до Великой Отечественной войны. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведёрки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».

Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок.

источникиО крестьянском рационе и гигиене пишет доктор исторических наук Владимир Безгин в статье «Традиции крестьянского быта конца XIX — начала XX веков (пища, жилище, одежда)» («Вестник Тамбовского государственного технического университета», №4, 2005).

источник

https://cont.ws/@zimin/561278


Ключевые слова: новости, статья
Опубликовал Игорь Молд , 21.03.2017 в 13:10

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Николай Глухов
Николай Глухов 21 марта, в 21:01 У тестя дед прожил в деревне почти 100 лет( 1874 г.р.).до революции- сплошь посты, а при советской власти- сплошной мясоед. Текст скрыт развернуть
3
Олег Милованович
Олег Милованович 22 марта, в 03:47 Воронежская, Тамбовская, Тульская губернии...
Из 70 губерний.
"Чай не пил, тресочки не поел - какой с тебя работник?" - Архангельская губерния. Треска с картошкой - основа.
Совершенно не указана рыба, которая в Нечерноземье была важнее хлеба, которого действительно не хватало, здесь крестьяне практиковали промыслы и отходничество, теперь они первые все в городах. Шесть веков эксплуатации бедных лесных почв... Зато встречал утверждение, что мол, из-за нехватки хлеба нажимали на рыбу и говядину в Сибири... В конце 19 и начале 20 века не самый Север не знал ржаного хлеба, посеяли только в 21 году, голод заставил добраться до вяленых бараньих голов...А столовым хлебом считается белый из муки высшего качества. Чернушку употребляют городские интеллигенты. Как же удивлялись приезжие археологи в Алтайском крае, когда не могли купить в сельской местности серый или черный - дорого, мука привозная, крестьяне предпочитают местную пшеничную высшего сорта. Современные традиции - оттуда, с изменениями, конечно. Например, сегодня пересаливают - доступно. Вот и говядина была доступной. Свиней разводили на сало - по летней поре вспащки-сенокоса-уборки незаменимый продукт в поле, как и в дорогу - не портится. А сливочным маслом в Гражданскую - не было сбыта из-за фронтов - мазали оси телег. Это до войны маслобойки работали повсеместно на Европу, в Дании была перевалочная база, масло переупаковывали и продавали как датское...
Текст скрыт развернуть
2
Евгений Луканин
Евгений Луканин 22 марта, в 09:32 Чушь полнейшая из пальца( которого ?) высосана. Ни рыба не указана, ни птица, имею в виду домашняя, а не воронина.............. Текст скрыт развернуть
1
Евгений Луканин
Евгений Луканин 23 марта, в 13:40 Полностью с Вами согласен. Мои прадеды считались середняками Ни кур ,ни уток на счету не было, не считали. Гуси , да считались , барашки, козы, коровы.
А то, что в статье расписано - лабуда !
Текст скрыт развернуть
3
Любовь Борисова
Любовь Борисова 22 марта, в 18:19 Ну, не знаю, как там по "ту" сторону Урала, а у нас в Сибири (в частности на Алтае) было совсем не так с едой. Моя бабушка (1878 г.р.) рассказывала, что у них грибы, ягоды, соленья всякие - бочками на зиму наготавливали. Солёной и вяленой рыбы всегда вдоволь. С её слов: " У тятеньки почитай по 10 - 12 коров только доилось, лошадок 8 штук, овцы, козы. А уж птицу и не считали". Я всегда думала, что она преувеличивала. Но, когда в архиве подняла документы сельскохозяйственной переписи от марта 1917 года по селу Верх-Ануйск Бийского уезда Томской губернии, поняла, что всё это правда. Семьи были большие ( у моего деда 18 душ), в каждой семье были "приживалки" и прочие сироты. Все работали, но и всем еды хватало. А еда была не чета нашей сегодняшней. Потому они и жили долго, бабушка умерла в 1975 году. И она до самой смерти говорила "Вы думаете, что хорошо живёте? Да вы не знаете, как это - жить хорошо. Мы вот только при царе-батюшке-то и пожили..." Текст скрыт развернуть
5
Евгений Луканин
Евгений Луканин Любовь Борисова 23 марта, в 13:42 Абсолютно с Вами согласен................. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Комментарии Facebook
Читать

Поиск по блогу

Люди

67270 пользователям нравится сайт myhistori.ru